О легитимности реальной и формальной

Выступление Нурбека Токтакунова на форуме гражданского общества 17 апреля 2010 г.

Правовое поле в Кыргызстане было растоптано еще до событий 7-го апреля — ни одна ветвь власти не работала в интересах общества. Поэтому вопрос формальной легитимности революционным правительством решается очень просто и в этом надо согласиться с ними — правовое поле взращивается с нуля. «Мы наш, мы новый мир построим».

Поэтому надо говорить только о реальной легитимности, то есть о доверии народа, и некоторый кредит доверия у Временного правительства есть. Надо признать, что именно эти 10-15 оппозиционных лидеров вынашивали планы смещения прогнившей власти, что они сумели оседлать волну народного возмущения и занять освободившееся место власти. Люди доверяют им, потому что слышали их призывы, лозунги, клятвы, знают, что они имеют политический опыт, прошли через разные испытания и заведомо готовили себя к государственному управлению.

Но самый главный признак доверия Временному правительству, это то, что они еще у власти. Как только они истратят свой небольшой кредит доверия, остальное произойдет очень быстро. Во-первых, народ потерял страх, он на взводе, во-вторых, уже наготове и человеческие и материальные ресурсы.

Поэтому, когда гражданское общество кричит временным властям о легитимности, они не имеют в виду юридические формальности. Они кричат вам: «Не потеряйте доверие народа, не позволяйте раскачивать лодку». Доверие народа – это ценность, которую надо постоянно, безостановочно завоевывать. В революционные времена, когда народ на взводе, доверие можно потерять из-за одной оплошности, из-за одной ошибки.

В чем стратегия удержания доверия народа? В том, чтобы быть в контакте с обществом, чутко реагировать на сигналы общества, быть открытым обществу. Если общество не знает, как осуществляется власть, то соответственно власть не знает, что происходит в обществе. Когда народ был на взводе, в марте 2005 и в апреле 2010 года, Акаев и Бакиев выслушивали своих Конгантиевых, Суталиновых, Массауловых, своих подглядывающих и подслушивающих и думали, что все под контролем. Они не знали, что в действительности происходит в обществе. Поэтому они были уже не легитимны, поэтому происходила смена власти. Поэтому необходима такая оперативная организация работы временного правительства, чтобы отслеживая сигналы общества, поступающие через СМИ, письменные и устные обращения и вопросы, выступления на публичных мероприятиях, требования митингующих, — разрешать как можно большее количество наиболее острых и взрывоопасных вопросов. Это во многом вопрос технической организации, распределения функций, политической, профессиональной компетенции и эффективной работоспособности членов временного правительства.

Недели две назад финансовая полиция вломилась в офис единственной в Кыргызстане интернет-телекомпании и произвела обыск без предъявления постановления об обыске. Это было при Бакиеве. Позавчера, уже при революционном правительстве, сотрудники ГСНБ вламываются в офис интернет-издания 24.kg и также, не предъявляя никаких постановлений, избивают охрану, бьют адвоката и опечатывают офис. Какая разница? Вчера они служили тем, но и сегодня они оказываются востребованы со всем своим топорным опытом. При Бакиеве ГСНБ использовала свой оперативный ресурс для подавления инакомыслия и совершение политических убийств. И сейчас весь этот ресурс при них и они не собираются меняться. Если это произошло с 24.kg, значит, это может произойти с любым из нас. Мы хотим, чтобы правоохранительные органы научились уважать своих граждан. После событий 7 апреля у людей уже нет страха перед властью, власть должна бояться людей. Это громкий сигнал общества.

Выступления на общественных мероприятиях тоже могут быть основанием для возбуждения уголовного дела. Я заявляю, уважаемый Генеральный прокурор, что 14 апреля, примерно в 17 часов группа неизвестных людей, угрожая огнестрельным оружием, с применением насилия ворвалась в здание Рэдцентра по адресу ул. Шопокова и без предъявления официальных документов вытеснили из офиса интернет-издания 24.kg его сотрудников и опечатали его. Один из них представился, как начальник контрразведки ГСНБ Аспеков. Прошу провести расследование и привлечь к ответственности виновных лиц.

То как новая власть отнесется к этому заявлению, покажет, насколько власть открыта обществу, насколько оперативно она реагирует на его сигналы, насколько оно способно удерживать доверие народа. Журналист Авдеева говорит о том, что кто-то там из 24.kg переговаривался с Максимом Бакиевым, но это не имеет значения. Такими методами они бессильны против таких, как Максим. Насколько серьезнее враг, насколько сложнее оперативная задача, настолько безупречно должно быть процессуальное исполнение. В противном случае, как они потом собираются экстрадировать Максима? Нормальное государство никогда не отдаст его до тех пор, пока мы не предъявим им доказательств,добытых законным путем?

Уважаемые члены Временного правительства, не теряйте доверие народа.

Добавить комментарий

вход