Кыргызская Республика,
г. Бишкек
ул. Сыдыкова 187, офис 28
Директор знаменитой специализированной физико-математической СШ гимназии №61 Низовский попросил перевести их на самофинансирование. По его словам из-за отсутствия достаточных средств в бюджете страны невозможно поднять зарплату учителям до достаточного уровня и это угрожает потерей ценного опыта физико-математической школы. Он готов отказаться от государственного финансирования, но школа будет сама взимать деньги за обучение. Министерство образования приветствовало данную инициативу и появился проект постановления правительства о переводе этой школы на самофинансирование. Сэкономленные бюджетные деньги решено предполагается пустить на поощрение успешных учеников. Президент Атамабаев выступил с резкой критикой этой идеи и министерство образования как будто отказалось от неё, но не факт, что идея не вернется в измененном виде.
Мотивы, высказанные директором школы Низовским легко понятны каждому — учителя, получающие маленькую зарплату, заняты больше выживанием, чем обучением наших детей. Но почему бы тогда не разобраться внимательно в проблеме маленькой зарплаты.
Предлагаю заинтересованным родителям реализовать проект по анализу эффективности расходования государственных финансов в сфере образования с целью изыскания бюджетных ресурсов для повышения зарплаты учителям. Проект не требует финансовых затрат, а требует только объединения наших родительских усилий.
Для достижения обозначенной цели необходимо поэтапно решить следующие задачи:
1. Выяснить, сколько средств вообще выделяется для сферы образования в государственном бюджете и какова доля этих средств в общем объеме государственного бюджета?
Существуют определенные, проверенные мировым опытом, стандарты соотношений расходов на образование к общему объему бюджета, которые рекомендовано придерживаться. Необходимо покопаться в сайтах министерства финансов, казначейства, запросить бюджет министерства образования, запросить местные бюджеты. Затем суммировать расходы на образование и сравнить их с общим объемом госбюджета. Скорее всего, эти данные уже кем-нибудь подсчитаны, остается только найти эти расчеты.
2. Выяснить — какая часть расходов осуществляется местными бюджетами, какая лежит на республиканском бюджете?
Государственный или консолидированный бюджет состоит из республиканского и местных бюджетов. Какая-то часть расходов возможно возмещается местными бюджетами. Чтобы разобраться, необходимо проанализировать законодательство, внутренние нормативы. Здесь помогут родители, которые занимаются юридической деятельностью, скорее всего, кто-то уже продела такую работу. Ряд запросов следуют подать в государственные органы и запросить бюджет министерства образования в целом, сметы расходов ряда общеобразовательных школ, детских садов и высших учебных заведений, находящихся на государственном финансировании, и при необходимости местные бюджеты городов, районов, айыл-окмоту.
3. Выяснить, каким образом распределяются имеющиеся средства?
Необходимо визуализировать финансовые потоки в сфере образования от ведомства к ведомству, от вышестоящих уровней к нижестоящим, поименовать эти потоки, разобраться на какие цели предназначены эти потоки, как поименованы статьи расходов в соответствии с бюджетной классификацией, сравнить объемы расходов на те или иные цели и оценить целесообразность и разумность сравнительных отличий. Например, уже сейчас можно сказать, что расходы на ремонт и другие строительные работы, то есть расходы на «стены» школы сопоставимы с расходами непосредственно на образование. Также необходимо пристально «вглядеться» в порядок проведения и результаты госзакупок для школ и других учреждений образования.
4. Насколько исполняется бюджет?
Часто по факту происходит недофинансирование того, что предусмотрено в законе о бюджете. Необходимо выяснить причины недофинансирования и законность подобных ограничений в финансах.
Добыв информацию, визуализировав финансовые потоки и разобравшись насколько факт финансирования отличается от бюджетного плана, можно приступить к последнему шагу, к анализу собранной информации и:
5. Выяснить, какие расходы возможно сократить, чтобы за их счет повысить зарплату учителям?
После этого остается только обратиться к властям, к правительству, министерству образования с требованием оптимизировать бюджетные расходы и увеличить зарплату учителям. В случае выявления хищений, злоупотреблений, преступной халатности, следует также обратиться в правоохранительные органы.
Вышеизложенный метод расчета государственных финансов подойдет не только для сферы образования, таким путем можно разобраться в проблеме маленькой зарплаты военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и медицинских работников.
Автор: Бекболот Касаболотов Иллюстрация: Кадыр Батырканов ОО «Партнерская группа «Прецедент» провела небольшое исследование по соблюдению государственными органами и органами местного самоуправления законодательства о доступе к информации […]
Автор: Бекболот Касаболотов Фото: Pixabay В предыдущем материале мы рассмотрели ответственность за нарушения в государственных закупках по новому кодексу о правонарушениях, теперь поговорим об уголовной ответственности […]