Исполнение судебных актов Конституционной палаты Верховного суда

Судьи Конституционной палаты Верховного суда в пределах своих полномочий принимают четыре судебных акта: решение, заключение, определение, постановление. В соответствии с национальным законодательством, исполнение отдельных судебных актов (решения и заключения) Конституционной палаты, осуществляется путем направления принятого судебного акта, сторонам, государственным органам и должностным лицам, чьи нормативные правовые акты были предметом рассмотрения не позднее месячного срока со дня их принятия. Помимо, исполнения путем направления, конституционный закон предусматривает, опубликование принятых судебных актов в официальных изданиях органов государственной власти, а также в «Вестнике Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики», а при необходимости — и в иных изданиях. Следуя этой юридической логике, выходит, что государственный орган, получивший судебный акт Конституционной палаты, который затрагивает его интересы, должен его исполнять. Но как именно? Создает условия по инициированию законопроекта по внесению изменений в нормативно-правовые акты или направляет обращение законодательной ветви власти, целью принятия соответствующих мер? Ни в конституционном законе «О Конституционной палате Верховного суда КР», ни в Регламенте Конституционной палаты Верховного суда КР отсутствует четко регламентированный механизм исполнения судебных актов, который позволил бы ответить на выше поставленные вопросы.
Необходимость в существовании полноценного механизма исполнения судебных актов Конституционной палаты, созревает с каждый днем, а точнее, с каждым принятым решением Конституционной палаты, признающие, тот или иной нормативно-правовой акт – неконституционным. К примеру, 6 ноября 2013 года, Конституционная палата приняла решение о признании полностью статьи 128 Уголовного кодекса КР «Оскорбление» противоречащей Конституции Кыргызской Республики [1]. Следовательно, применение указанной статьи утрачивают свою юридическую силу, и информация об этом факте, должна быть донесена должным образом до общества, во избежание нарушений прав кого-либо из его членов. Однако несмотря, на то, что Конституционная палата, должна быть больше всех заинтересована в оперативном информировании принятых судебных актов, во благо его же исполнения, налицо факт того что решения Конституционной палаты не исполняются. Подтверждением этих слов, является как мониторинг правовых систем, таких как: Централизованный банк данных правовой информации (принадлежит Министерству юстиций КР) [2], ИС «Параграф» [3], ИЦ «Токтом» [4], так и отсутствие какой-либо информации на сайте Жогорку Кенеша КР о решении Конституционной палаты. Во всех указанных источниках, та же статья 128 Уголовного кодекса КР «Оскорбление» имеется.
Отсутствие регламентированного механизма исполнения судебных актов Конституционной палаты, может повлечь за собой нарушение требований законности и наступление ответственности за подобное неисполнение, четкая последовательность которого не предусмотрена.

Ф. Якупбаева,
старший юрист
ОО «Партнерская группа «Прецедент»

[1] — (ссылка на решение -http://constpalata.kg/wp-content/uploads/2013/11/MADINOV.pdf)
[2] — http://cbd.minjust.gov.kg/
[3] — http://www.adviser.kg/
[4] — http://toktom.kg/

Публикация подготовлена благодаря финансовой поддержке Канадского фонда поддержки местных инициатив.
CFLI Identifier_LOGO

Добавить комментарий

вход