Пересаживаемся на велосипеды?

1047421

В подробном интервью Precedentinfo, эксперт по экономическим вопросам, экс-президент Ассоциации нефтетрейдеров, Жумакадыр Акенеев, рассказывает о причинах повышения цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ) и о дальнейших прогнозах.

С чем связан резкий рост цен на ГСМ?

Жумакадыр Акенеев (ЖА): В России поднялись отпускные цены на заводах-производителях, потому что в России наблюдается дефицит ГСМ. Возникла данная ситуация по причине того, что Ачинский российский нефтеперерабатывающий завод встал полностью на внеплановый ремонт: у них произошел сбой технологий.
ЖА: Обычно, когда в России повышаются цены, то повышение цен в Кыргызстане следует ожидать через 1-1,5 месяца. Существует такой нюанс: транспортировка топлива занимает от двух недель до месяца. Исходя из продолжительности срока доставки, цены должны были повышаться медленно, примерно через месяц.

Готово ли было население к столь резкому скачку цен?

ЖА: Обычно у кыргызстанских нефтетрейдеров имеется запас в размере 100 тыс. тонн ГСМ, это месячный запас Кыргызстана. Те 100 тысяч тонн, которые находятся в запасе у нефтетрейдеров и которые были закуплены по старым ценам, постепенно «смешиваются» с новыми ценами на ГСМ. В таком случае, происходит их плавное повышение. Так как были резко повышены отпускные цены на ГСМ в России, через несколько дней Кыргызстан ощутил ценовые изменения.

Какова же роль правительства Кыргызской Республики в данной ситуации?

ЖА: Повышение цен должен объявлять антимонопольный комитет. Однако в Кыргызстане объявляют и повышают цены нефтетрейдеры. Это неправильно. Кыргызстан завозит 100% ГСМ извне Кыргызстана, поэтому государство должно контролировать цены на ГСМ. Произошли следующие изменения: 5-6 июля было повышение цен на ГСМ на 3-4 сома, 10 июля цены повысились на 1-1,50 сом. Итого, цены на ГСМ повысились на 15%.

ГСМ — это такой стратегический продукт, который влияет на все сферы жизни. Повышение ГСМ влечет за собой повышение цен на продукты питания, товары первой необходимости, сферу услуг.

О ситуации на границах

Сейчас около 1000 вагонов с ГСМ: 500 на казахско-российской и 500 на казахско-кыргызской границах застряли в ожидании разрешения топливной ситуации. Казахстанская сторона не пропускает вагоны и цистерны, потому что дилерами ГСМ выступают частные казахские предприятия, или посредники между Россией и Казахстаном. Однако, по правилам свободной торговли и законам СНГ, вагоны не должны быть остановлены.

В настоящий момент действует постановление правительства Республики Казахстан о введении ограничения на вывоз из страны ГСМ для последующего экспорта в Кыргызскую Республику сроком на шесть месяцев, начиная с первого июля и заканчивая 31 декабря 2014 года.

В чем причина подобных действий казахской стороны?

Одной из причин является дефицит топлива в самом Казахстане, так как большая часть казахстанского нефтепродукта (70%) приходится на экспорт в Афганистан по завышенным ценам через территорию Узбекистана и Кыргызстана. Казахстану выгодно получать высокий доход от экспорта своих нефтепродуктов в Афганистан, поэтому отказываться от экспорта в силу устранения дефицита дома финансово нерентабельно.

Существуют ли в законодательстве Кыргызстана правовые механизмы, которые бы позволил повысить либо понизить цены на ГСМ?

ЖА: Никаких законодательных процедур не существует. В данной ситуации роль антимонопольного комитета минимальна. Это может быть связано с тем, что в комитете произошли недавние кадровые изменения.

Государство никак не участвует в сложившейся ситуации, так как нет ни одного государственного нефтетрейдера и не имеется ни одной государственной автозаправочной станции. Если антимонопольный комитет не вмешается, то нас ожидает еще большее повышение цен.

Быть может, имеет место политический фактор, который и породил такую ситуацию с ГСМ?

ЖА: Тут нет политического мотива, это экономическое состояние стран. При встрече глав правительств Казахстана и Кыргызстана, не были разрешены возникшие проблемы в связи с поставкой нефтепродуктов.

Ваш прогноз

ЖА: Понижение будет в том случае, если изменятся цены в России. Также необходима конкуренция между государственным и частным нефтетрейдером. Если заработает Кара-балтинский нефтеперерабатывающий завод, то он сможет обеспечить 600 тысяч тонн ГСМ в год, это половина нормы расхода ГСМ для кыргызстанцев. При введении в эксплуатацию данного завода, Кыргызстан не будет переплачивать за транспортировку нефтепродуктов. Вдобавок, увеличится количество рабочих мест.

Пока, альтернатив получения ГСМ кроме как из Казахстана и России у Кыргызстана нет. Несколько лет назад, Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана, рассматривала варианты импорта ГСМ из Азербайджана, Ирана и Туркменистана, но вопрос транспортировки горючего обходится в разы дороже, чем казахская и российская транспортировка.
При вступлении в Таможенный Союз, Кыргызстан будет больше импортировать казахский, нежели российский ГСМ.

Добавить комментарий

вход