Нужен ли в Кыргызстане закон о лоббистской деятельности?

фото: alternate-politics.info

фото: alternate-politics.info

Бизнес сообщество Кыргызстана инициирует разрешение лоббистской деятельности в КР. В начале ноября Совет по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики организовал рабочую встречу, на которую также были приглашены несколько представителей от гражданского общества.Данная встреча была проведена по просьбе ряда представителей бизнес-ассоциаций.Презентатором на встрече выступил президент Ассоциации рынков Сергей Пономарев.

Что такое лоббистская деятельность?

Лоббизм – система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов (Тюлегенов М.Т., «Лоббизм в постсоветском Кыргызстане»).

Представители гражданского общества отнеслись к этому предложению с интересом, но и с опаской.

Самым веским доводом сторонников лоббизма является тот факт, что в Кыргызстане лоббистская деятельность де-факто есть, а де-юре нет. То есть лоббизм в принципе отменить невозможно, поэтому, когда его нет де-юре, лоббизм происходит в тени. А закон о лоббизме выведет его на свет.

Безусловно, упрямый аргумент, но представители гражданского общества высказались о том, что неизвестно как это повлияет на ситуацию в стране в условиях, когда в стране много хороших законов, которые не работают, а если и работают, то избирательно. Не станет ли этот закон обслуживать интересы конкретных политических или финансовых групп, игнорируя иные группы.

По итогам встречи ее участники решили создать рабочую группу по подготовке законопроекта о лоббистской деятельности.

Наиболее богатый опыт лоббистской деятельности в США. Именно там уже задумались об обратной темной стороне лоббизма и уже возникают инициативы об ограничении лоббистской деятельности.

Лоббизм в США

Основу нижеизложенной информации составляют результаты деятельности исследовательской группы «Terraamerica», изложенные в публикации «Лоббизм в США. Как осуществляется лоббизм в США и что можно позаимствовать для России».

Лоббизм обоснован господствующим в американской политической культуре представлением, что в самом по себе стремлении групп интересов влиять на политический процесс нет ничего аморального, так как в демократическом государстве неизбежна конкуренция различных интересов. В этическом отношении лоббизм оправдывается также за счет идеи, что разные группы борются не только за свои корыстные интересы, но и за свое особое понимание общего блага. Таким образом, в США лоббизм – это еще и форма финансирования конкуренции идей.

Поэтому законодательство США о лоббизме направлено на то, чтобы: сделать влияние разных групп интересов на власть максимально прозрачным для общества; ликвидировать возможности для легального коррумпирования представителей власти; не допускать прямых деловых контактов между властью и группами интересов – поэтому возникает рынок услуг профессиональных посредников-лоббистов, которые жестко контролируются государством; вынудить лоббистов и их заказчиков отказаться от банального подкупа и взяток в пользу изощренных методов воздействия, связывающих частные интересы с публичным благом.

Лоббизм в США детально регулируется законами и этическими нормами, дабы предотвратить его перерождение в банальную коррупцию, базирующуюся на безыдейном подкупе и взятках. В современной Америке лоббистская деятельность является не столько легальной формой коррупции, сколько ее альтернативой в качестве метода воздействия различных групп интересов на государство.

Любое получение напрямую денег или дорогостоящих подарков от лоббистов и тем более их клиентов рассматривается законодательством США как взятка и сурово карается.

Единственными легальными исключениями из этого принципа являются взносы лоббистов в фонды оплаты избирательных кампаний политиков и использование средств лоббистов для проведения PR-кампаний в СМИ.

Среди легальных форм активности лоббистов выделяют:

1. сбор денег на избирательную кампанию. На практике внесение средств лоббистами и лоббистскими фирмами в предвыборные фонды кандидатов и партий остается единственным легальным каналом прямой передачи денег людям, представляющим власть.

2. обеспечение должностного лица высокооплачиваемой работой после окончания срока его полномочий.

3. оказание консалтинговых, просветительских и образовательных услуг. Речь идет о деятельности по информированию законодателей и других должностных лиц о том, почему важен конкретный законопроект или иная инициатива. В условиях ограничения возможностей для легальной передачи денег представителям власти лоббистам приходится профессионально заниматься продвижением идей и экспертизы.

Попытки узаконения лоббизма в Кыргызстане

В 2009 году Министерством юстиции был внесен законопроект «О продвижении (лоббировании) законопроектов», который был нацелен на регулирование лоббистской деятельности в Кыргызстане. Законопроект опирался на стратегию борьбы с коррупцией на 2009-2011 годы и базировался на модельном законе, принятом Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ в 2003 году.

В справке-обосновании к законопроекту указывалось, что он позволит упорядочить механизм продвижения законопроектов, сделать данную процедуру максимально прозрачной, будет способствовать реализации конституционного права граждан на участие в управлении государством, а также способствовать борьбе с проявлениями коррупции. Кроме того, указывалось, что принятие данного закона позволит вывести из тени лиц, либо их групп, которые активно принимают участие в продвижении тех или иных интересов, путем оказания влияния на законодательный процесс, позволит частично преодолеть неравенство в возможности представлять и отстаивать свои интересы со стороны разных субъектов. При голосовании законопроект не получил поддержки большинства парламентариев и был отклонен.

Вот что по этому поводу говорит М.Т. Тулегенов в своей публикации «Лоббизм в постсоветском Кыргызстане»:

Регистрация лоббистских групп в стране, где в значительной мере преобладает практика неформальной политики, очень затруднена. Уровень теневой экономики достигает половины ВВП. Регистрировать лоббистские организации бизнес-группы в таком случае не будут.

Лоббирование законодательного предложения или законопроекта в парламенте, как правило, начинается с поиска сторонников (единомышленников) среди депутатов. После того, как они найдены, парламентарий или группа депутатов вносят предложенный законопроект в порядке законодательной инициативы в парламент. Истинными разработчиками в этой ситуации могут быть не лоббисты, а те, кто за ними стоит. Поэтому часто бывает неизвестно, кто же настоящий заказчик.

Кроме того, важным фактором становится концептуальная основа того, как трактовать присутствие различных интересов. Государство, которое строится по модели превалирования общества над индивидом, не может концептуально видеть свою систему как порождение согласованных интересов.

Очевидно, что принятие законопроекта не приведет к исчезновению теневого лоббизма и не выведет на свет все группы давления. Однако его принятием будет признан сам факт существования лоббизма как явления политической жизни и позволит хоть в какой-то степени ввести процесс лоббирования в правовые рамки.

Добавить комментарий

вход