Интернет и СМИ

фото www.regnum.ru

фото www.regnum.ru

В статье 19 Всеобщей декларации прав и свобод человека устанавливается свобода выражения собственного мнения, включая право на получение и передачу информации и идей с помощью любых средств. В других международных договорах и большинстве национальных конституций это право развивается, и гарантируется свобода прессы, а на прессу также налагаются некоторые ограничения для защиты права на неприкосновенность частной жизни и доброе имя.

Интернет прочно вошел в нашу жизнь и стал ее неотъемлемой частью. Вместе с появлением глобальной информационной сети возник новый тип отношений – интернет-отношения.

В настоящее время правовое регулирование в этой области отстает от реальных потребностей государства. Интернет и отношения в рамках этой сети развиваются гораздо быстрее, чем законодатель успевает создавать соответствующие законодательные акты. Сеть мало исследована с точки зрения юридической специфики отношений, возникающих в связи с ее существованием и практическим применением.

С беспрецедентным распространением высоких технологий, а также с быстрым ростом распространения информации и создания информационного общества связано немало проблем.

В законодательстве отсутствует легальное определение понятий «интернет», «глобальная сеть», «сетевое СМИ» и иных терминов, повсеместно используемых при описании интернет-отношений.

Для регулирования правовых отношений, складывающихся в Интернете потребуется менять национальное законодательство, подстраивая его под международное, так как условия существования сети Интернет в разных странах имеют свои правовые особенности, а сеть Интернет носит международный характер согласно техническим условиям своего существования. Причем это может быть как разработка принципиально новых законодательных и иных нормативных актов, учитывающих специфику функционирования сети, так и частичное изменение действующей нормативно-правовой базы с целью ее адаптации к соответствующим правоотношениям.

Единое мировое информационное пространство, создавая условия безграничной свободы и отсутствия должного правового регулирования, ставит под сомнение ряд закрепленных конституцией прав и свобод, в числе которых право на охрану частной жизни.

Национальное законодательство оставляет открытым список информации, относящийся к понятию частной жизни. Это и образ мыслей, и политическое и социальное мировоззрение, ряд профессиональных тайн, перечень других сведений, которые, по мнению человека, должны остаться в тайне. То есть именно гражданин решает, какие именно сведения относятся к его частной жизни и подлежат защите, а уже государство в лице суда признает либо не признает их таковыми.

При этом следует иметь в виду, что законодательство Кыргызстана признает правомерным сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случае, если информация о частной жизни гражданина стала общедоступной, либо была раскрыта самим гражданином и по его воле.

Кроме того, что гражданин, чье право было нарушено, вправе обратиться в суд с требованием об удалении соответствующей информации, а также о запрещении дальнейшего ее распространения путем изъятия и уничтожения, он также вправе требовать компенсации морального и материального вреда.

И если в случае распространения сведений, порочащих честь и достоинство личности в сети Интернет гражданин вправе требовать опровержения этих сведений, а также возмещения морального вреда, то порядок опровержения порочащих сведений предоставлен уже на усмотрение суда, которое может и не совпадать с мнением пострадавшего. В то же время в отношении СМИ закон устанавливает конкретный порядок, уклониться от которого суду не удастся.

В настоящее время в Свердловском районном суде г. Бишкек судьей Джаркеевой Э.С. рассматривается гражданское дело о защите чести и достоинства где ответчиком выступает известное в Бишкеке СМИ, а точнее его интернет-редакция. Из-за распространенной в публичном пространстве информации, полученной незаконным способом и несоответствующей действительности, герою этой истории пришлось изменить фамилию и имя. Интересы истца представляет участница проекта «Школа Прецедентов» Айзада Байсылдаева.

Аналогичное дело недавно рассматривалось в Октябрьском районном суде г. Бишкек. Истец в обосновании своих требований сослался среди прочего также на положения Закона о средствах массовой информации. И, несмотря на протесты ответчика, судья их приняла, руководствуясь аналогией закона.

Аналогия закона (права) — это распространение какой-либо нормы права или определенного комплекса на случаи, не предусмотренные в данной норме или комплексе норм, но существенно сходные с ними (Боннер А.Т.).

В законодательстве трудно предусмотреть все многообразие ситуаций, которые могут возникнуть в процедуре рассмотрения и разрешения конкретного гражданского дела. В связи с этим в судебной практике порой приходится преодолевать пробелы в правовом регулировании отношений с помощью аналогии закона или аналогии права.

То есть правоприменитель, коим является суд, в данном случае стремится разрешить конкретное дело на основе существующих в действующем законодательстве положений, не дожидаясь, когда законодатель отрегулирует новый тип правовых отношений.

Однако гражданское законодательство не допускает применение по аналогии норм, устанавливающих гражданскую ответственность, а закон о СМИ предусматривает для его субъектов вместе с правами и обязанности, включая ответственность за несоблюдение положений закона. Поэтому в данном случае применение закона по аналогии является недопустимым.

На наш взгляд, наиболее оптимальным вариантом будет распространить юрисдикцию закона о СМИ на сеть Интернет.

Добавить комментарий

вход