Нужно ли ограничивать деятельность игровых заведений?

фото game.com

фото game.com

В 2013 году Бишкекский городской кенеш направил обращение в Жогорку Кенеш по вопросу о деятельности компьютерных клубов, в котором говорилось о многочисленных жалобах, поступающих на адрес БГК от родителей, педагогов общеобразовательных школ, представителей некоторых некоммерческих организаций по поводу роста числа правонарушений и преступлений среди подростков, связанных с деятельностью компьютерных игровых клубов и развития у детей игромании, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Депутаты БГК пришли к выводу, что отсутствие законодательных актов, регулирующих посещение несовершеннолетними компьютерных игровых клубов в учебное время и после 21:00 часа, а также свободная продажа алкогольной продукции ведет к росту преступности среди несовершеннолетних.

В вышеуказанном обращении депутаты просили принять меры для исправления негативной тенденции.

Однако каких-либо мер принято не было и данная инициатива благополучно забылась.

В декабре 2014 года с подобной инициативой выступил депутат ЖК Турсунбай Бакир уулу. Предложенный им законопроект запрещает находиться детям без сопровождения взрослых в местах, предназначенных для реализации только алкогольной продукции, а после 22 часов – находиться детям в общественных местах без сопровождения. Причем к общественным местах (напомним, что понятие «общественное место в законодательстве не определено. О нем вскользь упоминается в некоторых законах и подзаконных актах) законопроект относит улицы, стадионы, парки, скверы, транспортные средства общего пользования, вокзалы, аэропорты, водоемы, места общего пользования многоквартирных жилых домов, детские и спортивные площадки, объекты в сфере торговли и общественного питания, объекты для развлечения, досуга, а также объекты, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет».

А теперь, по порядку. Что касается интернет клубов, то большинство их компьютеров оборудованы специальной программой, которая завершает работу при употреблении пользователем нецензурных слов и просмотре порнографических материалов.

Относительно запрета на посещение мест продажи алкоголя, то проблему таким образом не решить. Возможно найдутся «неравнодушные» взрослые, которые по просьбе ребенка (и возможно не бескорыстно) купят ему желанный напиток. Более эффективной мерой является целостный запрет продажи алкогольной продукции с 22:00 до 6:00.

Разумной и своевременной, на наш взгляд, является инициатива по ограничению деятельности компьютерных игровых клубов. Является ли это нарушением права детей на досуг и отдых? Нет, не является, поскольку в национальном и международном законодательстве детям отводится особое место. Дети, ввиду их физической и умственной незрелости, нуждаются в особой охране и защите. И Государства обязуются обеспечить такую заботу и защиту, которые необходимы для его благополучия и с этой целью должны принять все соответствующие законодательные и административные меры (Конвенция о правах ребенка).

В кодексе КР «О детях» указывается, что государственная политика в сфере обеспечения прав и интересов детей направлена на содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, чему современные компьютерные игры явно не способствуют. Более того, в многочисленных исследованиях установлен факт вредного влияния подобных игр на психику детей.

Как же влияют компьютерные игры на психическое и физическое развитие и личность ребенка? Могут ли они способствовать его эмоциональному развитию, вызывать отклонения в его поведении, агрессивность и жесткость. Существует немало компьютерных игр познавательной и развивающей направленности. Они расширяют кругозор и общую осведомленность, развивают логическое мышление ребенка, быстроту реакций, формируют у ребенка навыки планировать умственные действия. Подавляющее большинство детей любят «другие» игрушки гораздо больше.

Психологические исследования свидетельствуют, что коммерческие компьютерные игры западного производства, которые доминируют сегодня на рынке, воспитывают в ребенке агрессивно-индивидуалистическую мораль. Уже младшие школьники склонны к подражанию так называемых асоциальных героев из кино – и телепередач, видео- и телефильмов, компьютерных героев, чья агрессия, как правило, вознаграждается и предстает в выигрышном свете. Дети склонны не только отождествлять себя с отдельными жертвами или агрессорами, но и переносить эти роли в реальные ситуации. Кроме того, ребенок может стать нечувствительным к грубости и жестокости после просмотра большого количества сцен насилия.

А вот, что пишут в своей монографии «Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика» Л.Н. Юрьева и Т.Б. Больбот: «зависимое поведение характеризуется стремлением ухода из реальной жизни путем изменения сознания химическими или не химическими средствами. Сам механизм компьютерной зависимости основан на уходе от реальности и потребности принятия роли. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в компьютерном мире, а не в реальном. Это приводит к серьезным проблемам личности, в формировании самооценки. У некоторых, психически не устойчивых детей, может возникнуть проблема с самоидентификацией, которая ведет к расщеплению психики или раздвоению личности. Ребенок начинает терять чувство реальности.

Признаки виртуальной зависимости схожи с признаками поведения наркомана или алкоголика. Виртуально зависимые теряют контроль над своей жизнью, у них становится «туннельное» мышление (как по скорей добраться до компьютера=как по скорей достать наркотик). Далее следует отрицание проблемы как таковой, и, соответственно, отказ от предлагаемой помощи. Ребенок начинает ощущать пустоту в реальном мире, теряет интерес к нему. Начинаются проблемы с учебой, зависимый пренебрегает отношениями с близкими ему людьми и лицами противоположного пола. Ну в последней стадии привыкания при невозможности добраться до компьютера (употребить наркотик), поведение зависимого становится раздражительным, агрессивным.

И хотя, физический вред здоровью при компьютерной зависимости не настолько очевиден, как, например, цирроз печени при алкоголизме или возможность сердечного приступа при употреблении кокаина, риск для здоровья все-таки существует. Появляется усталость, иммунная система человека становится более ослабленной, после его появляется опасность заболевания, сидячий образ жизни приводит к возникновению проблем с позвоночником, а долгое сидение перед экраном монитора – к различным заболеваниям глаз».

Думается нет необходимости прибегать к результатам научных исследований, чтобы убедиться в наличие вреда, приносимого виртуальными игрушками, так как эти компьютерные технологии стали общедоступны вследствие чего достаточно распространены для ответа на вопрос об их вредности.

Добавить комментарий

вход