Депутатам закон – что дышло?

Предстоящий 11 декабря 2016 года референдум (всенародное голосование) поставит точку в вопросе, вносить или нет изменения в Конституцию Кыргызской Республики

В связи с этим в стране — пусть и с разной степенью активности — проводится агитация групп как «За», так и «Против». В таких агитационных группах наряду с бывшими депутатами состоят и действующие. Но могут ли именно последние заниматься агитационной работой? И главное, что на этот счёт говорят законы Кыргызской Республики? Чтобы ответить на целую череду вопросов, обратимся к законодательным актам.

31 октября 2016 года был принят новый конституционный закон «О Референдуме Кыргызской Республики», который содержит норму, запрещающую проводить агитацию отдельным лицам (статья 23), а именно:

  • государственным, муниципальным служащим, военнослужащим при исполнении ими должностных или служебных обязанностей;
  • благотворительным организациям и религиозным объединениям;
  • членам избирательной комиссии;
  • гражданам, средствам массовой информации и организациям иностранных государств;
  • лицам, не имеющим гражданства;
  • международным организациям и международным общественным движениям.

Прежде всего следует внести ясность с первым пунктом, куда входят государственные, муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими должностных или служебных обязанностей.

Согласно реестрам государственных и муниципальных должностей Кыргызской Республики, утвержденным Указом президента страны от 26 июня 2013 года, депутаты входят в список «государственных должностей», в раздел группы «политическая государственная должность». Выходит, депутат Жогорку Кенеша- это государственный политический служащий, не имеющий права заниматься агитацией по вопросам референдума.

Закон «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» дает следующее определение понятию «политическая государственная должность»:

«Политическая государственная должность — должность, в процессе замещения которой лицо осуществляет властные полномочия и принимает политико-определяющие решения, ориентированные на проведение в жизнь политических программ и проектов, несет ответственность за реализацию поставленных политических целей и задач в рамках полномочий, установленных Конституцией и иными нормативными правовыми актами». То есть это лицо с властными полномочиями, принимающий политико-определяющие решения и т.д. Прочитав такое, невольно задаешься вопросом: может ли такое лицо агитировать по вопросам референдума? В нашей ситуации это лицо явилось ещё и инициатором внесения изменений в Конституцию.

Теперь разберем вторую часть этого пункта, которая звучит так: «…при исполнении ими должностных или служебных обязанностей». Согласно закону «О статусе депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», а именно статье 2, «Полномочия депутата Жогорку Кенеша прекращаются одновременно с прекращением полномочий соответствующего созыва Жогорку Кенеша, за исключением случаев досрочного прекращения…», то есть депутат исполняет свои должностные обязанности в течение срока, пока действителен его депутатский мандат, с этим сложно спорить.

Но отдельные лица понимают эту норму совсем иначе: оказывается, депутат или отдельные должностные лица могут заниматься агитацией «не при исполнении ими свои должностных или служебных обязанностей». А они их, как выясняется, «не исполняют», например, после 18:00 ч., когда заканчивается рабочее время. Во всяком случае, именно это утверждает глава Центризбиркома информационному агентству Akipress.

Но разве можно представить себе депутата, который в здравом уме и трезвой памяти после шести часов вечера вдруг отказался от своего статуса? И не получается ли на самом деле по старинной поговорке: «Закон – что дышло, куда повернул — туда и вышло»?

Таким вот образом и оказались отдельные депутаты в составе агитационных групп «ЗА». С этим списком вы можете ознакомиться по этой ссылке shailoo.gov.kg

 [SvenSoftSocialShareButtons]

Добавить комментарий

вход