Списать долги, простить грехи…

На заседании парламента депутаты дали срок в один месяц для подготовки подробного доклада по проекту закона «О реструктуризации задолженности автотранспортных предприятий Кыргызской Республики по иностранным товарным кредитам» и сняли его с повестки дня

Законопроект содержит всего четыре статьи, две статьи про реструктуризацию задолженности, две статьи про вступление в силу закона и поручение правительству привести в соответствие с проектом закона все нормативно-правовые акты.

Согласно первой статье проекта закона, предлагается реструктуризировать задолженность автотранспортных предприятий Кыргызской Республики по товарным кредитам, полученным в 1995-1996 годах на приобретение автобусов и запасных частей к ним по кредитной линии Германского банка реконструкции и развития и Всемирного банка.

При этом сама процедура реструктуризации должна была проходить путем перезаключения договоров товарного кредита с перерасчетом задолженности в национальной валюте по курсу иностранной валюты на дату приобретения автобусов и запасных частей к ним.

Вторая статья законопроекта направлена на списание задолженности автотранспортных предприятий Кыргызской Республики по товарным кредитам, полученным в те же годы по кредитной линии Экспортно-импортного банка Турции на приобретение автобусов.

Именно эта статья вызвала возмущение парламентариев. Так, депутат от фракции «Онугуу-Прогресс» Исхак Масалиев сказал, что за такое предложение следовало бы снять с должности ответственных лиц в правительстве, поддержавших идею проекта закона. Сама инициатива принадлежала депутату Исе Омуркулову.

Как поясняется в справке-обосновании к законопроекту, задолженность появилась вследствие приобретения:

  • 14 автобусов марки «Мерседес Бенц» по кредитной линии Германского банка реконструкции и развития (KFW) общей стоимостью 5 миллионов немецких марок, предназначенных для обслуживания зарубежных гостей и делегаций, прибывших на празднование 1000-летия эпоса “Манас”;
  • запасных частей к автобусам марки «Икарус» по кредитной линии Всемирного банка;
  • 40 автобусов марки “Мицубиси” по кредитной линии Экспортно-импортного банка Турции на сумму 5 миллионов 189,5 тысячи долларов США.

По первому и второму пункту автобусы и запасные части были распределены среди автотранспортных предприятий, входивших на тот момент в состав Министерства транспорта Кыргызской Республики, и приняты на баланс в сумме 48 млн.900 тыс. сомов по курсу 9,78 сома за 1 немецкую марку. По третьему пункту автобусы также были распределены среди автотранспортных предприятий, на баланс которых были оприходованы на сумму 62 млн.890 тыс. сомов по курсу 12,1 сом за 1 доллар США.

И в этой же справке-обосновании отмечается, что договоры между автотранспортными предприятиями и Министерством транспорта были заключены лишь по истечении одного года, т.е. несвоевременно. А из-за низкого уровня финансовой грамотности и отсутствия понимания рыночных отношений договоры были заключены в иностранной валюте.

Несмотря на разницу в курсе, автопредприятия продолжали исполнять свои долговые обязательства. Разница такова, что по состоянию на 1995-1996 годы общий долг по этим кредитам составлял 111,79 млн. сомов, а на 1 апреля 2016 года в связи с дальнейшим ростом инфляции совокупная задолженность автотранспортных предприятий составляет 407,95 млн. сомов. При этом автотранспортными предприятиями по состоянию на 1 апреля 2016 года было уплачено 74 млн. 948,4 тыс. сомов.

Не внимая вышеуказанным доводам, некоторые народные избранники недоумевали, почему в статье второй законопроекта предлагается списать задолженность автопредприятий. «Ведь можно же реструктуризировать эту задолженность», — поясняли они.

Однако, как потом выяснилось, текст законопроекта у докладчиков и парламентариев различался. У инициаторов проекта закона в тексте слово «списать» было уже заменено на «реструктуризировать». Это вызвало у депутатов еще больше сомнений в подготовленности докладчиков. Так, депутаты Нурбек Алимбеков, Таабалды Тиллаев и Акылбек Жапаров предложили снять с повестки дня проект закона, а инициаторам предоставить месячный срок для подготовки.

Депутат от фракции «Республика – Ата-Журт» Мирлан Жээнчороев обратил внимание на то, что в справке-обосновании говорилось о навязывании автопредприятиям со стороны бывших руководителей Госкоминвеста Кыргызской Республики и Министерства транспорта Кыргызской Республики подержанных автобусов с пробегом 250-300 тысяч км по цене, превышающей в 2-3 раза.

«Если такое действие действительно имело место быть, то оно будет квалифицироваться по признакам преступления, предусмотренного статьей 303 Уголовного кодекса», — отметил он. По его словам, необходимо изучить все обстоятельства и дать правовую оценку.  Он также поддержал предложение своих коллег и просил снять с повестки дня законопроект для предоставления докладчикам месячного срока на подготовку. По результатам голосования вопрос был снят с повестки дня.

Добавить комментарий

вход