Не Совет, а… Совет

На общественное обсуждение вынесен с 9 марта проект закона «О Совете безопасности Кыргызской Республики»

На сегодняшний день в системе органов государственной власти функционирует Совет обороны Кыргызской Республики как конституционный консультативный орган, осуществляющий проведение единой государственной политики в области обеспечения обороны и безопасности Кыргызской Республики.

Но, согласно внесенным в Конституцию в декабре прошлого года изменениям, конституционная реформа предусматривает преобразование Совета обороны в Совет безопасности. В связи с чем и начата работа по преобразованию нормативно-правовой базы согласно проведенной конституционной реформе.

Но что же предлагают новые преобразования?

Законопроект предлагает усилить правовой статус и полномочия Совета безопасности в части внешней и внутренней политики, то есть:

  1. Совет безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим проведение единой государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Кыргызской Республики.
  2. Совет безопасности вырабатывает решения по вопросам внешней и внутренней политики, направленные на защиту конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Кыргызской Республики от современных вызовов и угроз, обеспечение ее устойчивого развития на долгосрочную перспективу.

На сегодня, согласно Закону «О Совете обороны Кыргызской Республики», этот орган имеет следующий правовой статус и полномочия:

  1. Совет обороны является конституционным консультативным органом, осуществляющим проведение единой государственной политики в области обеспечения обороны и безопасности.
  2. Совет обороны вырабатывает решения по подготовке к защите Кыргызской Республики от современных вызовов и угроз.

В Совет обороны, согласно действующему закону, входят:

  • Президент, в качестве председателя Совета обороны;
  • Торага Жогорку Кенеша;
  • Премьер-министр;
  • заместитель Тораги Жогорку Кенеша;
  • вице-премьер-министр;
  • лидеры депутатских фракций Жогорку Кенеша;
  • председатель профильного комитета;
  • руководитель Аппарата Президента;
  • секретарь Совета обороны;
  • руководитель государственного органа в сфере: а) иностранных дел; б) обороны; в) внутренних дел; г) чрезвычайных ситуаций; д) финансов; е) обеспечения национальной безопасности; ж) охраны и защиты государственной границы;
  • начальник Генерального штаба Вооруженных Сил;
  • президент Национальной академии наук.

Проект же закона «О Совете безопасности» предлагает исключить из списка лидеров депутатских фракций, заместителя спикера Жогорку Кенеша, председателя профильного комитета Жогорку Кенеша и включить только лидера правящей коалиции парламентского большинства, главу наибольшей по числу членов оппозиционной фракции Жогорку Кенеша и генерального прокурора. В справке-обосновании к законопроекту не объясняется причина, по которой исключены одни члены и включены другие.

Законопроект также расширяет полномочия секретаря Совета безопасности. К примеру, секретарь Совета «организует инспектирование Вооруженных Сил страны и других воинских формирований, правоохранительных органов, проверку деятельности государственных органов по вопросам обеспечения обороны и безопасности, в том числе с привлечением специалистов государственных контрольных и надзорных органов…», чего не предусмотрено в нынешнем Законе «О Совете обороны».

Напоминаем, что законопроект находится на стадии общественного обсуждения, а это говорит о том, что каждый гражданин может внести свое предложение по проекту закона.

Когда семь лет назад, после кровавых апрельских событий к власти в Кыргызстане пришло Временное правительство, смена бывшего тогда в политическом обиходе прежнего названия «Совет безопасности» на «Совет обороны» объяснялась необходимостью исключить вмешательство президента в принятие коллегиальных решений в указанной сфере. Но это было до выборов президента…

Добавить комментарий

вход