Права человека Атамбаева

Выступая перед журналистами на церемонии открытия сквера «в память о народной революции 24 марта 2005 года», президент Алмазбек Атамбаев заявил, что готов дойти до международных судов по искам против журналистов Радио «Азаттык»

В связи с таким заявлением главы государства Новостная служба «Прецедентинфо» и решила рассказать своим читателям о процедуре обращения граждан Кыргызстана в Комитет Организации Объединенных Наций по правам человека

Статьей 6 Конституции Кыргызстана регламентировано, что международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, выступают как составная часть правовой системы нашей республики. А согласно ч.2 ст.41 Основного закона, каждый человек имеет право в соответствии с международными договорами обращаться в международные органы по правам человека за защитой нарушенных прав и свобод.  

Международный пакт о гражданских и политических правах (Факультативный протокол к нему) есть тот международно-правовой акт, который дает гражданам КР возможность обращаться в международные организации, а именно в Комитет ООН по правам человека, с целью защиты своих прав и свобод.

Кыргызстан присоединился к Международному пакту о гражданских и политических правах (далее – «Пакт»)  и Факультативному протоколу к нему постановлением Жогорку Кенеша от 12 января 1994 года.

Международный пакт о гражданских и политических правах — Пакт Организации Объединённых Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря 1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года. Пакт является международным договором и имеет обязательную силу для всех государств-участников.

Факультативный протокол к Пакту – это документ, регулирующий процедуру подачи и рассмотрения индивидуальных жалоб в Комитет ООН по правам человека.

С жалобой, также называемой «сообщение» или «петиция», в Комитет по правам человека могут обращаться только индивидуальные лица.

Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое считает себя жертвой нарушения государственным органом одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означает, что с жалобой может обратиться непосредственно потерпевшее лицо, которому в результате нарушения прав человека был причинен какой-либо ущерб.

Человек также может подать жалобу от имени другого человека при условии, что получено письменное согласие этого человека (без требований к форме). В определенных случаях жалобу можно подать и без получения согласия, например, если лицо находится в тюрьме без доступа к внешнему миру или является жертвой насильственного исчезновения. 

С жалобой можно также обратиться через своего уполномоченного (например, адвоката или своего представителя), который должен представить Комитету по правам человека соответствующую доверенность.

Жалоба, как уже указывалось выше, может касаться только индивидуального решения, вынесенного государственным органом или должностным лицом, которое – по мнению жертвы – нарушает его права, гарантированные в Пакте. Это может быть, например, решение суда, административного органа или прокурора и т.д.

Жалоба не может касаться содержания закона или другого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту, пока данный закон не приведет к конкретному нарушению прав, гарантированных Пактом.  Комитет по правам человека не имеет права просто проверять соответствие внутреннего законодательства положениям Пакта.

Жалоба не может вноситься в интересах общественности, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные обвинения в плохом обращении с заключенными, о погрешностях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения определенных прав человека в отношении конкретного лица.

Предметом жалобы, как указывалось выше, могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте, а именно:

 Право на жизнь (ст.6). Включает в себя также принципы вынесения решений и приведения в исполнение смертной казни, помилования и изменения наказания.

 Запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст.7). На практике на эту статью чаще всего ссылаются лица, лишенные свободы.

— Запрещение рабства и работорговли (ст.8).

 Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.9). Касается прав лица, подвергшегося задержанию или аресту.

 Право лиц, лишенных свободы, на гуманное обращение (ст.10). Касается, в частности, обращения с обвиняемыми и осужденными – совершеннолетними и несовершеннолетними.

— Запрещение лишения свободы на том основании, что данное лицо не в состоянии выполнить договорные обязательства (ст.11).

— Право на свободное передвижение по территории государства и выбора местожительства, а также право покидать любую страну (ст.12).

— Право иностранца в связи с решением о высылке (ст.13).

 Право на независимый и беспристрастный суд (ст.14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.

— Принцип презумпции невиновности и запрещение обратной силы уголовного законодательства (ст.15).

— Защита личной и семейной жизни, неприкосновенности жилища, а также тайны корреспонденции (ст.17). Не может относиться к арестованным и осужденным, переписка которых может подвергаться цензуре.

— Свобода мысли, совести и религии (ст.18).

— Свобода слова (ст.19).

— Запрещение пропаганды расовой, национальной или религиозной ненависти (ст.20).

 Право на мирные собрания (ст.21). Не может относиться к арестованным и осужденным, собрания которых могут осуществляться только под контролем администрации.

— Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст.22).

— Права супругов и семьи (ст.23).

— Права ребенка (ст.24).

— Право принимать участие в общественной жизни (ст.25).

— Права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (ст.27).

 Равенство перед законом и запрещение дискриминации (п.1 ст.2; ст.26).

Прежде чем писать жалобу в Комитет по правам человека, следует внимательно ознакомиться с соответствующей статьей Пакта, обращая особое внимание на степень подробности положений и допускаемые ограничения. Комитет не принимает жалобы, касающиеся нарушений прав человека, не провозглашенных в Пакте. Нельзя, например, ссылаться на нарушения таких прав человека, как право на труд или право на образование.

Основные формальные требования

  1. Подающий жалобу обязан использовать все внутренние средства обжалования, предусмотренные национальным законодательством. Так, в судебных делах предварительно следует обжаловать решение суда первой инстанции в судах второй и надзорной инстанций. В административных делах следует обратиться в вышестоящий орган; если внутренним законодательством предусмотрено судебное разбирательство по административным делам, решение следует обжаловать в суды, соответственно апелляционной/кассационной и надзорной инстанций. Однако нет необходимости в использовании исключительных мер (например, таких, как обращение к Омбудсмену). Принцип исчерпания средств обжалования означает, что предметом жалобы может быть только окончательное решение (вступившее в законную силу судебное решение). Причиной отклонения большинства жалоб является тот факт, что заявители не исчерпали всех внутренних средств обжалования. В исключительных случаях Комитет может рассмотреть жалобу до исчерпания возможностей обжалования (например, когда производство по делу необоснованно затягивается). Никаких сроков для подачи жалобы со дня принятия государственным органом окончательного решения не установлено, однако и затягивать подачу жалобы на долгие годы не рекомендуется.
  2. Нельзя злоупотреблять правом обжалования. Это означает, что, например, содержание жалобы не может быть оскорбительным для государства, не может содержать ложной информации, заявитель не должен выступать с маловажными обвинениями, использовать контрольный механизм без достаточных оснований.

Содержание и форма жалобы

Жалоба должна содержать следующие данные:

  1. личные данные: фамилию, имя, отчество, гражданство, профессию, дату и место рождения, адрес проживания, почтовый адрес или адрес электронной почты;
  2. указание на государство, против которого подается жалоба;
  3. статьи Пакта, которые, по мнению заявителя, были нарушены;
  4. предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты;
  5. доводы о нарушении прав человека.

К жалобе следует приложить копии всех документов, имеющих существенное значение для данного дела. Жалоба может быть составлена на русском языке. В связи с тем, что рабочими языками Комитета являются английский, французский, русский и испанский, жалобу и сопровождающие документы лучше составить на одном из этих языков, что, несомненно, ускорит контрольную процедуру.

Контрольная процедура

Контрольная процедура состоит из нескольких основных этапов:

— первый начинается регистрацией жалобы в команде по петициям и завершается решением о её приемлемости либо неприемлемости;

— в случае приемлемости жалобы, Комитет вступает в переписку с заявителем и государством-участником для выяснения обстоятельств и получения комментариев, касающихся поданной жалобы;

— на последнем этапе рассмотрения жалобы выносится решение по существу – были ли нарушены (или нет) права конкретного человека. В случае признания Комитетом нарушения права, государству-участнику направляются рекомендации по исправлению ситуации.

Комитет по правам человека отклоняет жалобу – даже без уведомления о ней соответствующего государства, – если жалоба самым очевидным образом не соответствует формальным требованиям: например, она анонимна или относится к вопросам, не урегулированным в Пакте. Если жалоба является приемлемой, Комитет передает жалобу заинтересованному государству.

В назначенный Комитетом срок государство представляет Комитету объяснения, а также информацию и документы, связанные с вопросом о допустимости жалобы. Объяснения государства передаются подавшему жалобу лицу, которое может представить свои замечания и комментарии. На любом этапе разбирательства Комитет может обратиться к подавшему жалобу за предоставлением дополнительной информации или разъяснений. Комитет принимает решение о неприемлемости жалобы, если она не отвечает формальным требованиям, и уведомляет об этом заявителя и соответствующее государство.

Решение о признании жалобы приемлемой доводится до сведения соответствующего государства и заявителя. Это решение является окончательным. В течение 6 месяцев государство обязано представить разъяснения, информацию, а также указать, какие меры оно предприняло или собирается предпринять в пользу подавшего жалобу. Копии этих документов получает подавший жалобу, который вправе представить свои замечания и комментарии. Если государство не соблюдает назначенные сроки и упорно не реагирует на напоминания, Комитет принимает решение на основании документации, полученной от лица, подавшего жалобу.

В течение срока, предоставленного данному государству на разъяснения, оно может восстановить нарушенные права человека или устранить последствия таких нарушений. В таком случае Комитет принимает решение о прекращении дела.

Решение Комитета о нарушении прав человека

Если Комитет придет к заключению, что права человека нарушены не были, он уведомляет о своем решении соответствующее государство и подавшего жалобу. Решение Комитета является окончательным.

Комитет, констатируя нарушение прав человека, обращается к государству с призывом предпринять соответствующие меры. Их характер зависит от нарушения прав человека. Возмещение или компенсация присуждается только в тех случаях, когда нельзя иным образом восстановить нарушенные права человека.

Выполнение государством решений Комитета

Несмотря на то, что решения Комитета называются рекомендациями, они имеют обязательный характер в силу подписания государством Пакта. Накопление критической массы неисполненных решений Комитета приводит к политическим санкциям, поэтому государство, заботящееся о своей политической репутации, рано или поздно приступает к исполнению рекомендаций Комитета ООН по правам человека.

Добавить комментарий

вход