Жалоба в Комитет ООН по правам человека

Квазисудебным органом для Кыргызстана, известным в просторечии как «международный суд» (по правам человека), является Комитет ООН по правам человека в Женеве (КПЧ). Многие юристы и правозащитники скептически относятся к этим международным процедурам из-за того, что решения КПЧ называются рекомендациями. Однако эти рекомендации имеют обязательный характер  в силу подписания государством договора по Международному пакту о гражданских и политических правах (МПГПП). Накопление критической массы неисполненных решений приводит к политическим санкциям, поэтому государство, заботящееся о своем политическом реноме, рано или поздно приступает к исполнению рекомендаций ООН.

О Международном пакте о гражданских и политических правах

МПГПП принят в 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН и вступил в силу в 1976 г. Его участниками являются более 140 государств.

МПГПП расширяет гражданские и политические права, признанные Всеобщей декларацией прав человека, и систематизирует их в виде договора, обязательного для выполнения государствами-участниками.

МПГПП учреждает контролирующий орган в составе 18 экспертов – Комитет ООН по правам человека.

Для того, чтобы Комитет имел возможность принимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушений какого-либо из прав, закрепленных в Пакте, было подготовлено соглашение, называемое Факультативным протоколом. Этот протокол дает Комитету право рассматривать индивидуальные сообщения граждан государств-участников.

Второй Факультативный протокол – это соглашение об отмене смертной казни. На сегодняшний день его подписали без малого 100 государств. Кыргызстан подписал Второй Факультативный протокол в 2010 году.

Комитет рассматривает доклады государств-участников «о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав». Изучив доклады, он препровождает государствам-участникам свои доклады и замечания общего порядка. Последние представляют собой авторитетное руководство по толкованию МПГПП.

Кроме того, Комитет может рассматривать жалобы одних государств-участников на другие, при условии, что заинтересованные государства-участники официально признают компетентность Комитета в этом вопросе.

Структура, избрание, правила, процедуры и другие вопросы практической деятельности Комитета расписаны в части 4 МПГПП и в специальном документе, который так и называется – «Правила и процедуры Комитета».

Члены комитета избираются на четырехлетний срок на заседании государств-участников Пакта, созываемом Генеральным секретарем ООН из числа граждан государств-участников МПГПП, выдвигаемых государством.          При выборах в члены Комитета принимается во внимание справедливое географическое распределение членов и представительство различных форм цивилизации и юридических систем.

Комитет избирает из числа своих членов председателя, трех его заместителей и докладчика.

Правила процедуры Комитета устанавливаются им самим, но ст.39 МПГПП определяет, что кворум образуют двенадцать членов Комитета; его постановления принимаются большинством присутствующих членов.

Комитет рассматривает дела на сессиях, которые проводятся, как правило, два раза в год, но могут созываться также внеочередные специальные сессии.

Официальными языками Комитета являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский. Все перечисленные, кроме китайского, являются также рабочими языками Комитета.

Как писать индивидуальную жалобу в Комитет ООН по правам человека?

Для того, что Комитет принял ваше обращение, необходимо, чтобы:

  • оно не было анонимным;
  • оно не являлось злоупотреблением возможностью обращения;
  • по факту нарушения ваших прав были исчерпаны все возможности национального законодательства;
  • этот вопрос не рассматривался в соответствии с другой международной процедурой;

Жалоба должна состоять из 5 разделов. В первом содержится подробное сообщение об авторе. Во втором излагается информация о предполагаемой жертве нарушения. Если автор сообщения и жертва — одно и то же лицо, то во втором разделе так и пишется, что автор сообщения одновременно является предполагаемой жертвой нарушения. В третьем разделе указывается название государства, против которого направляется сообщение; дата ратификации им МПГПП или присоединении к нему; статьи МПГПП, которые, как представляется, были нарушены, и вкратце описываются действия, которыми были исчерпаны все возможности национального законодательства, или объясняется, почему они не были исчерпаны. В четвертом разделе указывается, представлялся ли этот факт на рассмотрение в соответствии с другой международной процедурой. В самом важном, пятом, разделе вначале приводится подробное описание фактов в хронологической последовательности и без оценочных суждений. Затем обосновывается мнение автора сообщения о том, что описанные им действия или бездействие государственных органов нарушают права жертвы, закрепленные в МПГПП.

К жалобе приобщаются копии документов, подтверждающих приведенные в жалобе факты, и касающиеся норм национального законодательства.

Порядок рассмотрения индивидуальной жалобы

Получив сообщение, Комитет просит государство-участника представить свои соображения по поводу поступившей жалобы и главное — её приемлемости. В шестимесячный срок государство-участник должно представить Комитету свой ответ, в котором оно должно высказаться по вопросу о приемлемости жалобы, а также может представить свои соображения по существу жалобы. Государство-участник может ходатайствовать об отклонении жалобы как неприемлемой, указав основания такой неприемлемости.

Комитет может запрашивать дополнительную информацию от сторон. Каждой стороне предоставляется возможность комментировать соображения противоположной стороны.

После принятия решения о приемлемости, о чем ставятся в известность государство-участник и автор сообщения, начинается процедура рассмотрения по существу.

Получив сообщение о признании жалобы приемлемой, государство-участник должно представить свои соображения по существу дела или о принятых мерах по восстановлению нарушенных прав. Получив эти соображения, Комитет направляет их автору жалобы, который может представить дополнительные материалы и прокомментировать ответ государства.

При рассмотрении существа Комитет может пересмотреть свое решение о приемлемости в свете сообщений, представленных государством-участником. После чего Комитет рассматривает жалобу в свете всей письменной информации, предоставленной ему государством-участником и автором жалобы.

Рассмотрев жалобу, Комитет сообщает свои соображения государству участнику и автору жалобы.

Если Комитет в своих соображениях приходит к выводу, что права заявителя действительно были нарушены, то, в соответствии со ст.2 МПГПП, государство-участник обязано «обеспечить эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве».

В переводе с сухого официального языка МПГПП, это означает, что государство обязано принять меры для восстановления нарушенных прав.

Далее Комитет назначает специального докладчика по последующей деятельности, который будет отслеживать исполнение рекомендаций Комитета.

Добавить комментарий

вход