Технические регламенты ЕАЭС: осталось всего три месяца!

Всего три месяца осталось до вступления в силу остальных технических регламентов Евразийского экономического союза, полноправным членом которого Кыргызская Республика стала 12 августа 2015 года. В соответствии с Договором  о ЕАЭС, техрегламенты становятся обязательными к применению на территории страны. Решением Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 года установлен порядок введения в действие ТР Таможенного союза в Кыргызстане

На заседании Правительства 12 мая текущего года заместитель министра экономики Алмаз Сазбаков сообщил, что порядок вступления технических регламентов ТС на территории страны можно условно разделить на три этапа:

— 1 этап — с 12 февраля 2016 года вступили в силу 16 ТР ТС; 

— 2 этап — с 12 августа 2017 года вступят в силу 18 ТР ТС; 

— 3 этап — с 12 августа 2019 года вступит в силу 1 ТР ТС.

А.Сазбаков также отметил, что постановлением Правительства КР от 20 января 2015 года был утвержден План мероприятий по применению технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС) в КР. В него включены мероприятия, обеспечивающие внедрение ТР ТС на территории страны. Ответственными за реализацию каждого техрегламента ТС, в соответствии с направлениями деятельности, определены соответствующие министерства и ведомства. В рамках реализации ТР ТС  важными составляющими являются:

  1. адаптация национальных нормативно-правовых актов;
  2. создание и модернизация существующей испытательной базы. 

На сегодняшний день в стране вступили в силу 16 ТР ТС:

  1. «О безопасности низковольтного оборудования»;
  2. «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»;
  3. «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе»;
  4. «Безопасность автомобильных дорог»;
  5. «О безопасности зерна»;
  6. «О безопасности колесных транспортных средств»;
  7. «О безопасности средств индивидуальной защиты»;
  8. «Электромагнитная совместимость технических средств»;
  9. «О безопасности маломерных судов»;
  10. «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям»;
  11. «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»;
  12. «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»;
  13. «Технический регламент на табачную продукцию»;
  14. «О безопасности машин и оборудования»;
  15. «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах»;
  16. «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним».

По состоянию на май текущего года в Единый реестр ЕАЭС включены 10 органов по сертификации, которые могут сертифицировать и регистрировать декларации о соответствии лишь по 9 из 16 технических регламентов ТС.

Также в Единый реестр ЕАЭС включены 35 испытательных лабораторий, но из них действует только 32, да и из них лишь 23 испытательные лаборатории могут проводить испытания по 9 из 16 ТР. А по шести из 16 ТР ТС, которые вступили в силу в 2016 году, в стране попросту нет сертификационных органов.

В связи с этим замминистра экономики подчеркнул, что работа, проведенная ответственными министерствами и ведомствами в части реализации положений 16 ТР ТС, является недостаточной, в частности, в плане предоставления информации субъектам предпринимательства и потребителям о вступлении в силу технических регламентов и применении их основных положений. 

Вместе с тем, принимая во внимание сложившуюся ситуацию со вступлением в силу 16 ТР ТС, министерством доработан План мероприятий по установлению конкретных исполнителей положений принятых технических регламентов ТС в части производства, эксплуатации и утилизации, который был утвержден постановлением Правительства КР от 29 марта нынешнего года.

Выше уже отмечалось, что А.Сазбаков охарактеризовал работу с 2015 года по 16 ТР ТС как недостаточную? Что же тогда будет 12 августа текущего года, когда вступят в силу еще 18 ТР ТС? Государству не хватило двух лет по 16 ТР ТС, а ведь через какие-то три месяца появятся еще 18, в числе которых — технические регламенты на пищевую и продукцию легкой промышленности. То есть именно на то производство, которое сегодня является самым выигрышным видом экспортной деятельности. 

В Минэкономики говорят, что по пяти из 18 технических регламентов ТС, которые вступят в силу с 12 августа на территории КР, органов по сертификации и регистрации декларации продукции попросту не существует – ввиду отсутствия в стране испытательных лабораторий. Причём 28 из 32 из них могут проводить испытания лишь по 13 из 18 ТР.

Однако замминистра А.Сазбаков отметил на заседании Правительства, что вступление в силу ТР ТС в КР позволит сформировать единое правовое поле для обеспечения безопасности продукции, устранить технические барьеры, а также обеспечить защиту таможенной территории от небезопасной и фальсифицированной продукции из третьих стран. 

Вместе с тем следует отметить, что никакого коллапса не будет по нескольким причинам. Отечественные экспортеры, поставляющие свою продукцию на рынок ЕАЭС, работают в соответствии с требованиями ТР ЕАЭС. Поэтому введение в действие 18 ТР в первую очередь отразится на производителях, выпускающих свою продукцию на отечественный рынок. У нас есть своеобразный «тайм-аут». Сертификаты соответствия, выданные на продукцию до 12 августа нынешнего года, будут действовать еще два года, т.е. до 12 августа 2019 года. В связи с этим необходимо предпринять все меры по полноценному вступлению в силу техрегламентов ТС на территории страны, – добавил заместитель министра экономики.

Интересно, все ли будет так, как говорит Сазбаков, или все же станет обычной история с ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств», который вступил в силу 12 февраля текущего года и обязал автовладельцев, которые ввезли свои автомобили не из стран ЕАЭС, получить для начала свидетельство о безопасности транспортного средства? Вроде бы ничего необычного, но вся загвоздка в том, что в стране таких лабораторий в то время не было, и автовладельцев просили обращаться… в соседний Казахстан. Однако 2 мая Министерство экономики сообщило, что уполномочило до 2 ноября 2017 года проводить техническую экспертизу, оформление и выдачу свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства ОсОО «Автотехосмотр». А почему-то в Едином реестре ЕАЭС такой организации нет.

Добавить комментарий

вход