«Ловкость рук» запрещена Регламентом

Могут ли депутаты голосовать друг за друга? В каких случаях это допустимо и не противоречит Регламенту Жогорку Кенеша? И нужна ли при этом доверенность, чтобы проголосовать за коллегу?

В последнее время подавляющее большинство депутатов решили вообще не посещать пленарные заседания парламента. Стало обычным делом, когда на заседаниях Жогорку Кенеша табло показывает, будто в зале присутствуют 100 нардепов или даже больше, на самом же деле их в несколько раз меньше — 20-40 человек; был случай (о котором мы писали), когда заседали… десять парламентариев. А «рост» численности присутствующих достигался лишь при помощи «ловкости рук» — тех самых рук, которые с проворством напёрсточников нажимали кнопки за всех отсутствующих.

Видеозапись

При виде этой записи невольно возникает вопрос: как наш парламент принимает законы? Депутат Рада Туменбаева от политической партии «Республика — Ата Журт» отвечает на этот вопрос так:

Видеозапись

А теперь мы предлагаем вам разобраться во всей этой ситуации с точки зрения Регламента ЖК.

В частности, в главном документе, регламентирующем повседневную работу Жогорку Кенеша, записано: «Депутат лично осуществляет свое право на голосование».

В части 4 статьи 85 («Время голосования») Регламента указано: «Передавать право голоса другому депутату запрещается». Из этого положения однозначно следует, что во время голосования по проектам законов один депутат не может передавать свое право голоса другому. Так почему же Туменбаева позволила себе такое?

Регламент также обязывает депутатов планировать командировки и иные мероприятия исходя из обязанности присутствовать на голосовании (ч.5 ст.85), т.е. лично голосовать по законопроектам — это их обязанность. За отсутствие при этом члена фракции без уважительной причины несёт ответственность её лидер (ч.6 ст.85). Интересно, а привлекался хотя бы раз хотя бы один глава фракции к ответственности именно в связи с этим обстоятельством? Ведь для наших парламентариев стало нормой отсутствовать на своих рабочих местах. И это при том, что среди принципов деятельности  Жогорку Кенеша провозглашены:

  • исполнение своих полномочий в интересах народа;
  • ответственность перед народом и своими избирателями;
  • соблюдение Конституции, законов, Регламента и других нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

Регламент гласит, что во время голосования по законопроектам число зарегистрированных и проголосовавших депутатов должно совпадать. В случае их несоответствия вопрос ставится на новое голосование. Если во время голосования депутат выходит из зала заседания, его компьютер подлежит немедленному отключению, и председательствующий объявляет повторную регистрацию.

Документ категорически обязывает членов ЖК присутствовать на своих рабочих местах во время голосования по законопроектам и не предоставляет им право передачи своего голоса коллегам. А статья 20 также наделяет спикера правом обеспечивать порядок и дисциплину в зале заседаний, принимая к нарушителям меры воздействия. Так почему же депутаты отсутствуют именно во время голосования по законопроектам? И почему Торага не пресекает такие наглые прогулы депутатов?

Возможно, ответ на этот риторический вопрос кроется в интервью Чыныбая Турсунбекова Кыргызской службе Радио «Свобода» — «Азаттык» в ходе недавнего визита спикера парламента Кыргызстана в Чешскую Республику:

— Парламент Чехии насчитывает 200 депутатов, в сенате 81 человек. И вот я спросил, сколько нужно депутатов для принятия закона. Оказывается, у них для этого достаточно тридцати двух человек, в регламенте их парламента есть такое положение. О чём это говорит?.. Конечно, далеко не все они компетентные профессионалы и эксперты в тех вопросах, по которым принимается закон. Но ведь среди них есть люди, имеющие для этого необходимые знания, опыт. Вот почему у них в парламенте и остановились на такой численности, в тридцать два депутата. Конечно, есть у этой проблемы и другая сторона – необходимость наличия кворума. Но даже если кворум не набирается, закон ли, решение ли принимать ведь необходимо!  Я бы сказал так: мы видим многие парламенты мира, и дело же не в том, чтобы нашим депутатам с утра до вечера сидеть, словно школьники за партой, поднимать руки, отвечать, — заявил Торага Жогорку Кенеша.

Что ж, как говорится, вопросов больше не имеем.

А что касается передачи права голоса по доверенности, то эта процедура не относится к голосованию по законопроектам.

Статья 86 Регламента содержит следующее положение: «Голосование по вопросам, не относящимся к законопроектам, проводится после их обсуждения, при котором допускается передача права решающего голоса. Депутат вправе передать право голоса лидеру или депутату своей фракции, которые не могут получить более двух доверенностей одновременно».

Депутат может передать по доверенности свое право голоса, но как раз по вопросам, не  касающимся законопроектов.

Добавить комментарий

вход