Кто кого наказывает?

Накануне депутаты Жогорку Кенеша в первом чтении одобрили инициативу правительства отказаться от помощи Казахстана, эквивалентной 100 миллионам долларам и предоставляемой в целях содействия процессам интеграции Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз

В качестве официальной причины непринятия казахской помощи указывается существенное нарушение  двустороннего договора одним из его участников. Поясняется, что первым этапом планировалось реализовывать смету на сумму 41 млн. долл. США. Однако до сих пор эти средства не были переданы кыргызской стороне. Видимо, это и было существенным нарушением.

Неофициальной же причиной такого отказа может быть внезапно обострившиеся отношения между братскими странами, возникшими после встречи главы соседнего государства с  одним из кандидатов в президенты и бурной реакцией президента Кыргызстана, выразившейся обвинениями в адрес своего коллеги.

Последствия оказались серьезными: обмен нотами протеста, решительный протест Казахстана на высказывания президента Кыргызской Республики, проблемы с пересечением кыргызско-казахской границы.

В ключе подобных событий денонсация соглашения с Казахстаном и соответствующих к ним протоколов выглядит как еще одна международно-правовая санкция.

С другой стороны, возникает вопрос: «А разве мы сами не лишаемся 100 миллионов долларов?», «Что будет Казахстану от того, что у них сохранится лишние средства»?

На самом деле преимуществ лишаются оба государства, так как в целом замедляется процесс интеграции Кыргызстана в Евразийский экономический союз, а это уже отражается на свободной торговле обычных предпринимателей внутри самого союза.

Следует отметить, что государственные органы и должностные лица двух стран при обострении отношений между ними должны были руководствоваться интересами именно этих простых граждан и предпринимателей.

Но в действительности наблюдается центрально-азиатская модель государственного управления, когда решения республиканского значения принимаются с минимальным участием граждан, а то и без их участия.

Такое же положение дел можно было наблюдать в Кыргызстане во время принятия решения о вступлении в Таможенный союз: подписание большого количества соглашений, отсутствие соответствующих экспертиз или «закрытость» заключений, отсутствие общественных обсуждений.

В случае же с денонсацией соглашения с Казахстаном ситуация еще ухудшена тем, что кроме проведения экспертиз и общественного обсуждения не было обсуждения и в самом парламенте.

Вчера депутат Карамат Орозова предложила рассмотреть законопроект о денонсации без обсуждения и в закрытом режиме. Некоторые депутаты ответили, что если рассмотреть вопрос без обсуждения нет смысла его рассматривать в закрытом режиме. В итоге нардепы, призванные представлять интересы народа в парламенты, согласились отправить законопроект сразу же на голосование без обсуждения, а затем единогласно одобрили ее в первом чтении.

Фото: Sputnik.kg

Добавить комментарий

вход