Сексуальные домогательства и флирт

Автор: Фатима Якупбаева

Скандал вокруг оскароносного продюсера Харви Вайнштейна дополняется и уточняется едва ли не ежедневно. Параллельно выясняется, что в недостойном поведении были замечены и другие звезды, список которых пополняется регулярно — Кевин Спейси, Бретт Рэтнер, Дастин Хоффман, Стивен Сигал. За последний месяц, мировой общественности озвучили имена 38 фигурантов из мира кино, медиа и политики.

Осудить человека за деяния 20 летней давности практически невозможно. Однако общественное порицание, которому подвергаются фигуранты нынешних скандалов, наверняка будут стоить им как минимум карьеры. Например, Карьеру Харви Вайнштейна и Кевина Спейси в Голливуде можно считать законченной независимо от того, чем завершатся расследования обвинений против каждого из них. Вполне возможно эти истории продолжатся исками в защиту их попранной репутации.

Так где же грань между обычном флиртом и сексуальным домогательством?

С точки зрения кыргызского права, в 2008 году был принят Закон “О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин”, который содержит определение того, что из себя представляет сексуальное домогательство.

Сексуальное домогательство это действия сексуального характера, выраженные словесно или физически, унижающие и оскорбляющие лицо, находящееся в трудовой, служебной, материальной, семейной и иной зависимости.

Из этого определения можно определить следующие признаки сексуального домогательства:

1)  понуждение к половому сношению,  в форме  умаляющей честь и достоинство;

2) угрозы причинить действия, которые могут привести к ущемлению законных прав или интересов (увольнение с работы, лишение льгот или иных преимуществ и т.д.), в случае отказа.

Ответственность за сексуальные домогательства установлена статьей 131 Уголовного кодекса Кыргызской Республики — “Понуждение к действиям сексуального характера”. Наказание — лишение свободы на срок до двух лет, если потерпевшая сторона взрослый человек;  до пяти лет — если потерпевшему лицу от 14 до 18 лет;  а если жертве насилия меньше 14 лет, то виновникам светит срок до 8 лет лишения свободы. Субъектом данного преступления выступает вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Расследование преступлений против половой неприкосновенности требует сбора весомых доказательств вины. В наши дни одним из основных доказательств служит  судебно-медицинская экспертиза на основе мазков, подногтевого анализа, счеса волос с лобка половых органов жертвы насилия и подозреваемого. Целесообразность такой экспертизы актуальна в течении 5-7 дней после совершения преступления. Другим доказательством вины может стать — судебно-психиатрическая, психологическая экспертизы, но увы, в судебной практике Кыргызстана по такого рода делам они не получили распространения. Причины тому разные: недостаточное количество экспертов, недоверие и непонимание со стороны участников уголовного процесса к такому доказательству и пр.

В итоге без экспертиз и свидетелей, все сводится к словам одного человека против слов другого. Только на этом обвинительный приговор выноситься не может. Принцип презумпции невиновности требует более весомых доказательств, нежели просто слова и воспоминания предполагаемой жертвы домогательства. Безусловно, нельзя запретить журналистам писать об обвинениях в соответствующих предположительных терминах, но никто не вправе утверждать  виновность лица в совершении преступления до тех пор, пока это не утвердил суд.

Добавить комментарий

вход