В чем общественная опасность многоженства?

В связи со скандальным заявлением Чубака ажы о том, что он решил жениться во второй раз, разъясняем читателям некоторые аспекты статьи 153 Уголовного кодекса КР, предусматривающей уголовную ответственность за двоеженство и многоженство.

Во-первых, возникает вопрос, если ЗАГС просто не регистрирует второй и последующие браки, что подразумевается под женой в слове многоженство?  Уголовный кодекс подразумевает под женой в слове многоженство, женщину с которой мужчина сожительствует и ведет общее хозяйство. В соответствии с комментариями к Уголовному кодексу под ведением общего хозяйства понимается совместное осуществление с женщинами трудовых функций в одном хозяйстве (например, содержание общего скота, покупка мебели, других предметов домашнего хозяйства), содержание домовладения или квартиры, а также совместное пользование доходами от ведения общего хозяйства.

Во-вторых, двоеженство/многоженство карается лишением свободы до двух лет, а значит является преступлением небольшой тяжести и относится к делам частно-публичного обвинения. Дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. То есть, если все жены и дети многоженца не имеют к нему претензий, то и привлекать его к уголовной ответственности нельзя. А значит и Чубака ажы нельзя привлекать к ответственности, если только с заявлением не обратится его первая жена или её дети.

В-третьих, представим, что первая жена священнослужителя недовольна и обратилась с заявлением в милицию. Его привлекают к ответственности, он отбывает наказание и продолжает свое сожительство со всеми своими женщинами. Возможно ли снова привлечь его к ответственности? С точки зрения конституционного принципа о том, что никто не может повторно нести юридическую ответственность за одно и то же правонарушение, его за сожительство с теми же самыми женами, уже наказывать нельзя. Вот если он неугомонно обзаведется очередной женщиной с заведением нового хозяйства, тогда возможно снова привлечь его к уголовной ответственности повторно.

Так что злостным многоженцам можно посоветовать вначале взять себе столько жен, сколько они осилят, потом уговорить первую жену инициировать уголовное преследование, отбыть наказание, а потом спокойно спокойно жить “счастливым” многоженцем. Как тут не вспомнить анекдот о том, как беседуют двое заключенных. Один спрашивает другого, что он будет делать после освобождения. Второй отвечает, что женится. Тогда первый удивленно говорит: “Странное у тебя представление о свободе”.

Это юмористическое отклонение вполне уместно с точки зрения следующего аспекта этой проблемы. Преступлением считается деяние, которое представляет общественную опасность. А в чем, собственно говоря, общественная опасность многоженства? Мы не беремся в данной статье раскрывать этот вопрос, так как полемика по нему затрагивает множество других, связанных с семейным и гражданским законодательством, с уязвимым положением женщин и, конечно-же, острый вопрос светскости и религиозности.

Остается добавить, что законы Узбекистана и Таджикистана также предусматривают уголовную ответственность за двоеженство, а в России и Казахстане это не считается преступлением.  

Фото: sputnik.kg

Добавить комментарий

вход