Парламентский контроль

В прошлой статье мы рассмотрели представительную функцию Жогорку Кенеша. Сегодня разберем другую – контрольную.

Контроль законодательной власти является разновидностью государственного контроля и одним из видов деятельности парламента. Он совершается при помощи закрепленных Конституцией  и другими актами способами и формами для обеспечения законной деятельности государственных органов и эффективной реализации остальных его функций — представительной и законодательной.

Так, законодательный орган заслушивает ежегодные отчеты премьер-министра о работе правительства, генерального прокурора, председателя Национального банка, председателя Счетной палаты, председателей комитетов Жогорку Кенеша, Торага о своей деятельности.

Парламент осуществляет контроль исполнения бюджетов республики, Социального фонда и Фонда обязательного медицинского страхования. Фракции и комитеты Жогорку Кенеша могут рассматривать их текущее исполнение до четырех раз в год. Более того, они вправе запрашивать отчеты Счетной палаты об аудите эффективности использования средств органами государственной власти и местного самоуправления, госпредприятий.

Ежегодно парламент утверждает проекты бюджетов республики, Соцфонда и ФОМС за месяц до начала нового года. Отчет об их исполнении за предыдущий год рассматривается на заседании Жогорку Кенеша до 1 октября. На нем выступает премьер-министр, председатели Счетной палаты и профильного комитета Жогорку Кенеша, лидеры фракций. В результате рассмотрения Жогорку Кенеш принимает закон об утверждении этого отчета с оценкой его исполнения. Если отчет не удовлетворит народных избранников, то ими рассматривается вопрос об ответственности правительства, его отдельных членов и других должностных лиц.

К другим способам контроля за деятельностью кабинета министров относится специальная процедура под названием «правительственный час» и «правительственный день». Первая из них проводится каждый четверг на заседании Жогорку Кенеша в рамках вопроса «разное», где депутаты обращаются со своими предложениями, замечаниями и вопросами к представителю правительства. По инициативе парламента в последний четверг каждого месяца проводится это мероприятие с участием премьер-министра, членов правительства и руководителей государственных органов. Вопросы-ответы продолжаются в течение одного часа. По решению нардепов дискуссия может быть продлена еще на час.

Так называемый «правительственный день» проводится раз в квартал с 9.30 до 18.00 часов. Жогорку Кенеш определяет тему собрания на основании его рабочего плана. В этот день депутат не может задать больше одного вопроса, причём он не должен носить личного характера и не может касаться дел, находящихся на рассмотрении в суде. За 3 дня до начала особой процедуры Торага утверждает реестр вопросов и направляет его правительству и депутатам. Утвержденный документ размещается на сайте Жогорку Кенеша.

Продолжение следует…

Фото: Sputnik.kg

Добавить комментарий

вход