Народный курултай, но не для народа?

Автор: Эдил Эралиев

На общественное обсуждение вынесен законопроект «О курултаях», который предусматривает порядок формирования и организацию деятельности курултаев различных уровней, их компетенцию и состав делегатов

Необходимость разработки этого документа заключалась в том, что статья 52 Конституции предусматривает, что граждане вправе проводить народные курултаи по вопросам, имеющим государственное и общественное значение, а порядок проведения народных курултаев должен определяться законом, но такого закона на сегодня в законодательстве страны нет. Что же предлагает законопроект?

В документе прописано, что курултаи будут проводиться на местном и республиканском уровнях и финансироваться за счет местного и республиканского бюджетов.

Первый курултай местного значения созывается председателем местного кенеша из числа местных жителей, избранных на сходах граждан делегатами… курултая. Тут непонятно, какого курултая, если его еще нет. Это не единственное непонятное место в законопроекте.

Последующие, в том числе внеочередные заседания, будут созываться главой курултая местного сообщества, либо по требованию не менее 1/3 депутатов местного кенеша или 1/3 делегатов курултая, главой исполнительного органа, либо председателем местного кенеша.

Что же касается курултая республиканского значения, то его первое заседание должен будет созвать президент страны, а последующие заседания по решению президиума республиканского народного курултая. Внеочередное заседание может созываться президиумом по своей инициативе или по требованию не менее 1/3 делегатов от общего состава республиканского народного курултая или по предложению президента, Жогорку Кенеша.

В состав республиканского народного курултая будут входить:

1) председатели местных кенешей;

2) главы исполнительных органов местного самоуправления;

3) и по одному гражданину от соответствующей административно-территориальной единицы, отобранному и утвержденному соответствующим местным кенешем.

Заседание курултаев, местного и республиканского значения будут проводиться не реже одного раза в два года.

Согласно законопроекту решения, принятые на курултае будут носить рекомендательный характер, обязательный для рассмотрения соответствующим госорганом. А решения республиканского народного курултая будут реализовываться президентом, Жогорку Кенешем, правительством, органами местного самоуправления, местными государственными администрациями.

Вот такой вот закон предлагает депутат от фракции социал-демократов Иса Омуркулов.

В случае принятия настоящего законопроекта в предлагаемой редакции может потеряться смысл слова «народный курултай» Ведь созываться курултай будет по инициативе депутатов, президента, финансироваться за счет государственного бюджета, а члены курултая избираться депутатами. Нужен ли закон в такой формулировке? В чем смысл этого закона, если он не предусматривает проведения «народного курултая» самим народом по их инициативе? Закон не предусматривает полноценного участия в нем самих граждан? Много ли будет пользы от этого закона для самих граждан?

Принцип народного курултая — это построение диалога между властью и народом, а не между представителями самой власти. Цель курултая должна быть направлена на решение вопросов государственного и общественного значения, где народ сможет поднимать актуальные вопросы, давать оценку работе власти и т.д. Но таких возможностей предлагаемая редакция проекта закона не содержит.

Более подробно ознакомиться с текстом законопроекта можно тут.

Добавить комментарий

вход