Объявлен индекс бюджетной прозрачности

Индекс бюджетной прозрачности Кыргызской Республики в 2017 году составил 55 баллов из 100.

Это означает, что государственная система  еще не предоставляет гражданам достаточно бюджетной информации

Какое состояние дел по предоставлению бюджетной информации?

По результатам оценки Международного бюджетного партнерства (МБП) Правительство Кыргызской Республики предоставляет обществу ограниченную информацию о бюджете. Из возможных 100 баллов, Кыргызстан получил только 55. Это означает, что информация о расходах и доходах страны еще недостаточно детализирована для того, чтобы граждане могли осознанно учувствовать в бюджетном процессе.

Почему бюджетная прозрачность важна?

Замечено, что страны с более высоким уровнем бюджетной прозрачности, как правило, имеют более устойчивые демократические системы, более высокий уровень доходов, более свободную прессу и меньший уровень коррупции. 

Что говорит закон?

Статья 52 Конституции дает право гражданам участвовать в формировании бюджета, а также получать информацию о расходуемых средствах из бюджета.

Что происходит на самом деле?

К сожалению, как показывает индекс бюджетной прозрачности,  эта конституционная норма реализуются частично. Как правило, проявление интереса к бюджетной информации рассматриваются чиновниками как попытки влезть в их собственный карман. В сознании чиновников и простых граждан еще нет понимания того, что государственные деньги, это деньги граждан-налогоплательщиков.

Что изменилось?

С 2008 года прослеживается динамика роста индекса бюджетной прозрачности Кыргызской Республики с  8 баллов в 2008 году до 55 баллов в 2017 году (см. график)

Как Кыргызская Республика выглядит на фоне других стран?

Кыргызская Республика заняла 38-е место в рейтинге из 115 стран по бюджетной прозрачности. Из бывших стран СССР в пятерку лучших входит Грузия (на 5 месте в 82 баллами). Россия находится на 15 месте с 72 баллами.

Что делать дальше?

Международное бюджетное партнерство рекомендует:

  1. Предоставлять больше информации о бюджетных расходах в проекте бюджета, публиковать Полугодовой обзор бюджета и улучшить качество отчетов об исполнении бюджета;
  2. Внедрить практические механизмы участия граждан как в процессе формирования бюджета, так и в процессе мониторинга исполнения бюджета;
  3. Вовлекать общественность в парламентские обсуждения отчетов Счетной палаты по результатам аудитов;
  4. Предоставить гражданам механизм, позволяющий предлагать темы и объекты аудиторских проверок;
  5. Жогорку Кенешу рекомендовано более скурпулезно изучать отчеты об исполнении бюджета и публиковать рекомендации Комитетов по части исполнения бюджета;
  6. Усилить бюджетный контроль и независимую оценку бюджета.

В завершении, хотелось бы добавить, что доступность бюджетной информации сама по себе не обеспечивает учета гражданского интереса без активных усилий самих граждан по влиянию на бюджетную процесс, начиная с момента  формирования бюджетной политики, продолжая участием  в подготовке проекта бюджете, в парламентских обсуждениях закона  о бюджете, в мониторинге исполнения бюджета, в процессе аудита исполнения бюджета и в процессе принятия отчета об исполнении бюджета в Жогорку Кенеше.

Автор текста: ОО «Партнерская группа «Прецедент»

Автор видео: Akipress

Добавить комментарий

вход