Особенности национального лобби

В Кыргызстане за годы независимости развилась порочная практика незаконного лобби. Об этом свидетельствует множество законопроектов принятых/представляемых в интересах определенных групп

Лоббирование – это деятельность, направленная на оказание влияния на органы государственной власти и их должностных лиц с целью принятия ими тех или иных решений, с использованием формальных и неформальных коммуникаций.

Способы и методы лоббирования могут быть разными, в том числе и незаконными. В странах развивающегося парламентаризма естественно  преобладает незаконное лобби.

Когда в продвижении законопроекта заинтересованы одни политические силы, то они всеми силами пытаются «протолкнуть» свои предложения вопреки нормотворческим нормам, т.е. без проведения общественных обсуждений, соответствующих правовых и специализированных видов экспертиз, финансово-экономического обоснования и т. п. Для соблюдения формальностей лоббисты могут ограничиться лишь указанием на то, что их предложения никаких последствий не повлекут.

При этом не ясно, какие именно конкретные методы используют лоббисты для привлечения различных политических сил. Можно лишь предположить, что используется все возможные способы: «брат-сват», «земляк», услуга за услугу, подкуп, давление, манипуляции и так далее.

Ярким примером незаконного политического лобби может служить референдум по вопросу изменения основного закона страны. Вопреки конституционному запрету на внесение изменений в Конституцию до 2020 года, определенным лицам удалось провести необходимые поправки.

Еще одним примером лоббирования является освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость на импорт зерна для мукомолов. Подозрения о том, что закон был принят в интересах узкого круга бизнесменов, появились тогда, когда в парламент поступил законопроект о возврате НДС.

Особенности продвижения большинства законодательных инициатив в интересах определенных групп выражаются в том, что в своем стремлении добиться желаемого результата, заинтересованные в таком лобби политики пренебрегают фундаментальными нормотворческими процедурами. Такие действия чреваты негативными последствиями.

Доказательством тому стал случай с аварией на ТЭЦ. Закон о ратификации соглашения на модернизацию ТЭЦ был принят без проведения общественного обсуждения, финансово-экономического обоснования, а также соответствующих экспертиз.

Другая же особенность национального лобби заключается в том, что «промоутеры» различных законопроектов без зазрения совести использует в качестве своего оружия неправительственные организации, гражданское общество в целом и отдельно самые уязвимые категории граждан. Мы помним, что точно также принимались изменения в решения правительства, где из стратегии развития социальной защиты на 2012-2015 года руками самих неправительственных организаций были исключены мероприятия по разработке и внедрению системы оплаты труда родителям детей с инвалидностью или вопросы ратификации Конвенции о правах инвалидов, повышения размеров социальных пособий лицам с ограниченными возможностями здоровья до прожиточного минимума..

Например, по Закону «О государственных пособиях» чувствуется, что несколько противоборствующих групп дергают за ниточки, манипулируя интересами детей, малообеспеченных семей, матерей детей-инвалидов.

Такая ситуация показывает, насколько незаконное лобби угрожает будущему Кыргызстана. Для исправления сложившейся ситуации и оздоровления процесса лоббирования в стране, всем гражданам, организациям и ассоциациям необходимо требовать надлежащего исполнения и соблюдения законов, нормотворческих процедур, следовать им и не становится инструментом в чьих-либо руках, ведясь на различные уловки.

Автор изображения: OpenClipart-Vectors

Добавить комментарий

вход