Опасность Совета безопасности

Иллюстративное фото / Султан Досалиев

Автор текста: Нурбек Токтакунов

Вчера выступил секретарь Совета безопасности Дамир Сагынбаев. В заголовки информационных изданий вынесены его слова о том, что “Большинство фактов из уголовного дела по аварии на ТЭЦ Бишкека подтвердилось”. 

Напоминаю, только суд может высказываться о подтверждении фактов в столь утвердительной форме. Риторика любых других власть имущих, будь то хоть сам президент, должна быть иной. К примеру, «компетентные органы считают обвинения обоснованными, мы надеемся, что в суде подтвердится большинство фактов по аварии на ТЭЦ».

К сожалению, наш народ не приучен к уважению презумпции невиновности, даже больше того, он его не понимает. Поэтому приговор предопределяется не состязательным судопроизводством, а высказываниями президента, или вот такими подконтрольными президенту структурами.

Самое время вспомнить о конституционности Совета Безопасности. Когда я говорю о конституционности органа, это не просто юридическая риторика, это значит орган нарушает баланс государственной системы, нарушает равновесие и угрожает безопасности страны.

Далее я буду просто цитировать Клару Сооронкулову (КС) перемежая своими комментариями

«…Совет безопасности входит в структуру института Президента. Такое положение создает неопределенность, двойственность места и роли Президента в системе обеспечения национальной безопасности. Не имея прямых полномочий в этой сфере, Президент косвенно, через Совет безопасности имеет практически неограниченные полномочия, что противоречит конституционному предназначению Президента в государственном механизме, усиливает позиции главы государства и ослабляет парламент и Правительство». (С) КС

Так вот, мало того, что Президент полностью контролирует спецслужбы, назначая его главу и заместителей и имеет существенное влияние на назначение и освобождение генерального прокурора, то есть другими словами только президент у нас в стране может взять и посадить кого угодно. Так под ним еще и этот Совет безопасности, он его лично возглавляет. Вот члены Совбеза в полном составе:

Члены СБ в полном составе:

1) Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
2) Премьер-министр Кыргызской Республики;
3) начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Кыргызской Республики;
4) вице-премьер-министр Кыргызской Республики, в сферу обязанностей которого входят вопросы обеспечения правопорядка и безопасности;
5) лидер коалиции парламентского большинства Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
6) лидер наибольшей по числу членов оппозиционной фракции Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
7) председатель комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, ведающего вопросами обороны и безопасности;
8) Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики;
9) секретарь Совета безопасности;
10) Генеральный прокурор Кыргызской Республики;
11) руководитель государственного органа в сфере иностранных дел;
12) руководитель государственного органа в сфере финансов;
13) руководитель государственного органа в сфере внутренних дел;
14) руководитель государственного органа в сфере чрезвычайных ситуаций;
15) руководитель государственного органа в сфере обеспечения национальной безопасности;
16) руководитель государственного органа в сфере обороны;
17) руководитель государственного органа в сфере охраны государственной границы

Вот члены Совбеза в узком составе:

1) Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
2) Премьер-министр Кыргызской Республики;
3) начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Кыргызской Республики;
4) Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики;
5) секретарь Совета безопасности;
6) Генеральный прокурор Кыргызской Республики;
7) руководитель государственного органа в сфере иностранных дел;
8) руководитель государственного органа в сфере внутренних дел;
9) руководитель государственного органа в сфере чрезвычайных ситуаций;
10) руководитель государственного органа в сфере обеспечения национальной безопасности.

Члены Совбеза в узком составе, уже практически без парламентариев, созываются для обсуждения вопросов национальной безопасности, требующих принятия оперативных решений или других решений неотложного характера. По факту совершенно неясно, чем определяется неотложность и оперативная необходимость, поэтому большинство судьбоносных решений Совбеза может решаться в узком составе.

“Анализ положений Закона «О Совете безопасности» показывает, что нынешний Совет безопасности занимает главенствующее место в иерархии государственных органов, занимающихся вопросами национальной безопасности. Такого усиления роли и значения Совета безопасности не было на протяжении всего периода существования этого органа. Так, Совет безопасности вырабатывает решения по вопросам внешней и внутренней политики, направленные на защиту конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности, осуществляет проведение единой государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией, осуществляет инспектирование правоохранительных органов. Из совещательного по своей сути органа, призванного координировать проведение единой политики в сфере национальной безопасности, Совет безопасности превратился в важный распорядительно-контролирующий орган. Можно с уверенностью констатировать, что Совет безопасности есть ни что иное, как надконституционный орган, суперструктура, превосходящая по реальному влиянию в вопросах национальной безопасности и Жогорку Кенеш и Правительство. По существу Совет безопасности фактически может вмешиваться, влиять и контролировать деятельность исполнительной власти в сфере национальной безопасности. Причем такое вмешательство носит лишь односторонний характер, поскольку в законе не прописана ответственность самого Совета безопасности за навязанное органу исполнительной власти решение, реализация которого может повлечь создание угрозы либо опасности для национальной безопасности, либо вообще нанести ей вред.
Не входящий ни в одну из ветвей власти, не подконтрольный ни одному органу, принимающий решения в полусекретных условиях, Совет безопасности может играть противоречивую роль в различных политических условиях”. (С) КС

Совбез по сути подменяет собой парламент, заслушивая отчеты руководителей государственных структур, входящих в систему исполнительной власти. 
А включение в Совбез руководителя аппарата Президента, не являющегося самостоятельной политической фигурой, находящегося в прямом подчинении Президенту еще более усиливает Президента при принятии решений в данном органе.

«Таким образом созданы благоприятные условия для опасной концентрации власти в руках Президента, «вымыванию» полномочий других органов в пользу Президента, совмещающего должность Председателя Совета безопасности». (С) КС

Наше дело предупредить. Ваше дело сидеть и ждать, когда одна политическая сила, уже практически подмявшая под себя все остальные, начнет увеличивать напряжение в обществе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Добавить комментарий

вход