Для контроля политических партий

Иллюстративное фото

Автор текста: Бекболот Касаболотов

Еще в начале лета этого года на общественное обсуждение был вынесен законопроект «О политических партиях в Кыргызской Республике», который предлагает ряд новшеств в политической системе государства с целью ее совершенствования.

В частности, законопроект:

 — предлагает определять политические партии как общенациональные объединения граждан, то есть, охватывающие всю территорию страны

 — обязывает участвовать политические партии в выборах Президента, депутатов Жогорку Кенеша и депутатов местных

 — устанавливает более подробный порядок регистрации политических партий

 — регулирует особенности финансирования политических партий и порядок предоставления ими финансовых отчетов

 Несмотря на то, что предлагаемый законопроект по сравнению с действующим законом является более детализированным его вариантом, существует необходимость его доработки по следующим причинам.

  1. В законопроекте четко нигде не установлено, что политические партии должны представлять собой общенациональные объединения граждан. Но это исходит из текста справки-обоснования и смысла некоторых норм законопроекта. Данное предложение по сути является ограничением права на объединение и препятствует созданию новых политических партий, представляющих интересы узкого круга лиц.
  2. Предложение о ликвидации политических партий, в случае их неучастия в выборах, необоснованно обязывает политические партии участвовать в выборах, тогда как участие в выборах путем выдвижения своих кандидатов является правом политических партий. По сути, участие в выборах – это одна из форм взаимодействия политических партий с властью с целью защиты и представления интересов граждан, объединенных общими интересами и ценностями в конкретной политической партии. Учитывая, что существуют и другие способы взаимодействия (работа с парламентом, фракциями, государственными органами и органами местного самоуправления, с другими политическими партиями и т.п.), нецелесообразно обязывать партии участвовать в выборах. Тем более, что в совокупности с предыдущим предложением законопроект сокращает возможности политического многообразия, являющегося одним из основ развития демократического общества.
  3. Несмотря на то, что законопроект предусматривает более подробный порядок регистрации политических партий, возникает необходимость его доработки в связи с тем, что по законопроекту партия считается созданной с момента принятия решения учредительным съездом решения о создании и принятии учредительных документов и программ. Вместе с тем, после этого партия все равно проходит процедуру регистрации, так как это тоже требование закона. Однако законопроект не дает четкого ответа на вопрос о том, что будет, если политическая партия не пройдет процедуру регистрации, но будет функционировать по принятым учредительным съездом решениям.
  4. Одним из улучшений в законопроекте является то, что предлагается более подробный порядок регулирования финансирования политических партий и предоставления ими финансовых отчетов.

Так, законопроект определяет источники финансирования, допустимое и недопустимое финансирование, порядок предоставления отчетности.

Для достижения большей прозрачности и более широкого охвата аудитории в этой сфере можно было бы рекомендовать инициаторам подумать о расширении других инструментов, каналов СМИ и других коммуникаций при опубликовании финансовых отчетов, а не ограничиваться только республиканскими печатными изданиями, как это предусмотрено в законопроекте.  Конечно, это наложит на партии определенные обязательства, но учитывая общественный интерес в этом вопросе, можно сказать, что эти меры будут соразмерными. К примеру, можно порекомендовать им публиковать финансовые отчеты на собственных сайтах

Кроме того, автору законопроекта следует задуматься об исчерпывающем перечне источников финансирования, ведь законопроект допускает использование и «другого финансирования».

Существенным отличием законопроекта является предложение о государственном финансировании политических партий, прошедших 5 процентный порог, в зависимости от полученных голосов. При этом законопроект не уточняет, будет ли финансирование только выигравших партий или только получивших более 5 процентов голосов по республике.

Инициатор никак не обосновывает данное предложение, а учитывая, что партии будут финансировать из средств государственного бюджета, основную часть которых составляет деньги налогоплательщиков можно было бы предложить не вводить данную норму.

Добавить комментарий

вход