Кыргызская Республика,
г. Бишкек
ул. Сыдыкова 187, офис 28
Иллюстративное фото
Автор текста: Жибек Кенжебекова
В последнее время автотранспорт с автоматической коробкой передач (АКП) набрал большую популярность, а тенденция на механическую коробку передач (МКП) с каждым годом стремительно падает, так как факторов в пользу АКП значительно больше. Однако, обучаться нашим гражданам в обязательном порядке нужно на МКП, так как окончательный практический экзамен будет проводиться именно на механике, так заявляют автошколы и уполномоченный орган в лице Департамента регистрации транспортных средств и водительского состава (РЭО ДРТСиВС).
В связи с этим, нами были изучены соответствующие НПА, регулирующие данный вопрос.
Правила приёма квалификационных экзаменов и выдачи водительского удостоверения, утверждённые постановлением ПКР от 18.12.2017 года за № 819 не требуют прохождение практического экзамена именно на МКПП.
Между тем, эти Правила устанавливают: «Практический экзамен принимается на автомототранспортном средстве, предоставляемом учебной организацией, которой осуществляется подготовка кандидата». Соответственно, ученики автошкол могли бы сдавать экзамен на АКП, так как школа может предоставить машину на АКП, но опять таки в РЭО требуют обязательно механику.
Сотрудник уполномоченного органа в ходе беседы подтвердил данные обстоятельства и объяснил это тем, что на водительских удостоверениях нет отметки указывающей, что обучение проводилось на АКП или МКП. На основании этого все практические экзамены проводятся на механике, так как обучившись управлению транспортным средством на механике можно без проблем пересесть на автомат, а пересесть гражданину с автомата на механику уже опасно.
С таким выводом нельзя не согласиться. Однако, почему за пробелы в законодательстве и сложившейся практике должно нарушаться право выбора граждан? В современных реалиях человеку нет необходимости знать МКП, даже заводы изготовители автомашин в большей части ориентированы на АКП и выпускают их в большем количестве чем механику.
Важно отметить, что согласно нормам Венской конвенции «О дорожном движении» гражданам должно предоставляться право выбора. Кыргызстан к ней присоединился 12 лет назад и не приводит национальное законодательство в соответствие с нормами международного права. Хотя финансовых затрат государство не должно понести. Что для этого надо сделать?
Кто обучался на АКП, сможет ездить только на машинах с такой коробкой. Водительское удостоверение на АКП не является разрешением на управление авто с механикой. Для управления авто с МКП надо будет учиться и пересдавать экзамен по практическому вождению, как на отдельную категорию.
Во многих зарубежных странах используется такая практика разделения прав, из ближайших соседей данная норма действует уже в России и Казахстане.
Автор: Бекболот Касаболотов Иллюстрация: Кадыр Батырканов ОО «Партнерская группа «Прецедент» провела небольшое исследование по соблюдению государственными органами и органами местного самоуправления законодательства о доступе к информации […]
Автор: Бекболот Касаболотов Фото: Pixabay В предыдущем материале мы рассмотрели ответственность за нарушения в государственных закупках по новому кодексу о правонарушениях, теперь поговорим об уголовной ответственности […]