Неофициальное опубликование нормативно-правовых актов

Иллюстративное фото: Pixabay

Автор: Бекболот Касаболотов

Сегодня на пленарном заседании депутат Жогорку Кенеша Талайбек Масабиров предложил не передавать частным типографиям издание государственных документов.

Перед тем как поднять этот вопрос, депутат в своем выступлении интересовался судьбой законопроекта о внесении изменений в закон о нормативно-правовых актах. По его словам, в законопроекте было указано, что правительство будет «отвечать за издание государственных документов». Он уточнил, что законопроект был инициирован правительством, но вскоре был отозван.

В действительности, ранее Министерство юстиции вносило в парламент такой законопроект, но после шквала критики со стороны бизнес-ассоциаций и гражданского общества он был отозван инициаторами. Однако в прошлом месяце министерство снова вынесло на общественное обсуждение проект закона с учетом поступивших замечаний и рекомендаций.

Законопроект предлагает ряд новшеств: допускает организацию общественного обсуждения путем проведения «круглых столов», семинаров, конференций с участием гражданского общества, членов местного сообщества, научных, некоммерческих и иных организаций, ученых и независимых экспертов, представителей средств массовой информации; исключает институт официального толкования, сокращает срок общественного обсуждения, убирает иерархию нормативно-правовых актов; а также вводит неофициальное опубликование нормативно-правовых актов.

Так, часть 3 статьи 29 законопроекта предлагает неофициальное опубликование нормативно-правовых актов в периодических печатных изданиях, средствах массовой информации при условии получения согласия Министерства юстиции на издание на предмет соответствия публикуемых ими текстов нормативным правовым актам, содержащимся в централизованном банке данных правовой информации.

Данное новшество разработчики объясняют тем, что контроль за качеством издаваемых тиражей нормативных правовых актов отсутствует, что может повлечь серьезные проблемы в правоприменительной практике. Хотя данный аргумент недостаточно обоснован, поскольку инициаторы законопроекта не могут показать влияние неофициального опубликования нормативно-правовых актов на правоприменительную практику. Для этого нужно было, к примеру, провести соответствующее исследование, где было бы отражено, кто, сколько и в каком объеме опубликовал нормативно-правовые акты, а также количество пострадавших от некачественного опубликования НПА.

Кроме того, получение согласия Министерства юстиции необоснованно ограничивает права граждан на распространение информации, свободу слова и печати.

Также следует отметить, что фактически Министерство юстиции может оказаться в такой ситуации, когда не будет способно обеспечить контроль за соблюдением порядка неофициального опубликования нормативно-правовых актов. Законопроект не предусматривает какого-либо механизма контроля неофициального опубликования нормативно-правовых актов периодическими печатными изданиями и средствами массовой информации.

Добавить комментарий

вход