Забота о детях ценою в пять лет

Иллюстративное фото

Автор: Жибек Кенжебековна

Общественность Токмока взбудоражена недавним решением городского суда, приговорившего к пяти годам лишения свободы мужчину, который ограбил аптеку, не имея денег на лекарства своим заболевшим детям

В Общественное объединение «Партнерская группа “Прецедент”» обратилась супруга Замирбека Кожоканова, которого Токмокский городской суд приговорил 14 мая к пяти годам лишения свободы и обязал выплатить штраф в 70 тысяч сомов. Юридическое наблюдение за этим уголовным делом ведет участник девятого набора «Школы прецедентов» Бакытбек Автандил уулу. Вот как юрист излагает суть происшедшего, отвечая на вопрос «Мог ли судья применить более мягкое наказание?».

…Замирбек Кожоканов совершил преступление, по его словам, из-за безвыходного положения: заболели трое его детей, а денег у него не было. Тем не менее он пошёл в аптеку и, рассказав продавщице о своих житейских трудностях, попросил у неё лекарств в долг и предложил взамен куртку в качестве залога. Продавщица  ответила отказом на его просьбу. З.Кожоканов вышел на улицу, а спустя 10 минут вернулся и совершил ограбление, унеся из аптечной кассы 25 тысяч сомов. Через некоторое время он сам явился в милицию с повинной и признался в содеянном. Более того, вернул деньги и попросил прощения за то, что совершил. Однако судья лишил обвиняемого свободы на пять лет и обязал впридачу выплатить штраф в размере 70 тысяч сомов.

Пункт 3 части 3 статьи 201 Уголовного кодекса Кыргызской Республики квалифицирует совершённое гражданином З.Кожокановым как «Грабеж с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо угрозой применения такого насилия». В качестве ответственности за это деяние предусмотрено от 5 (пяти) до 7,5 (семи с половиной) лет лишения свободы и штраф в размере от 140 тысяч до 180 тысяч сомов.

В приговоре от 14 мая 2019 года в отношении Кожоканова З.К. судья правомерно ссылается на норму ст.74 Уголовного кодекса Кыргызской Республики «Назначение наказания при совокупности смягчающих обстоятельств»: Если лицо после совершения им преступления активно способствовало его раскрытию, частично или полностью возместило либо загладило причиненный имущественный ущерб, то при отсутствии отягчающих обстоятельств срок и размер наказания не могут быть больше трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части настоящего Кодекса за это преступление.

При этом минимальный срок или размер этого же наказания не может быть меньше, чем минимум этого вида наказания, предусмотренного настоящим Кодексом. Но судья необоснованно применяет нормы данной статьи и осуждает обвиняемого на 5 лет лишения свободы, делая вид, будто назначает подсудимому минимальный срок, который только может дать суд. Но это не так.

Указанное положение (ст.74 УК КР) дает судьям возможность, учитывая степень тяжести совершенного деяния и личность обвиняемого, назначать в исключительных случаях минимальное наказание вплоть до 6 месяцев лишения свободы, поскольку отмечается, что этот срок или размер не может быть меньше, чем минимум такого вида наказания (т.е. лишения свободы), предусмотренного настоящим Кодексом, а не конкретной статьей Особенной части Уголовного кодекса.

К таким видам наказания, определяемым сроками, относятся:

  • общественные работы;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • исправительные работы;
  • штраф;
  • содержание в дисциплинарной воинской части;
  • лишение свободы на определенный срок;
  • пожизненное лишение свободы.

Суд не может в этих случаях смягчить меру наказания ниже минимума, установленного для его данного вида, т.е. лишения свободы, — менее, чем в шесть месяцев.

Согласно ч.2 ст.70 УК Кыргызской Республики, лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до пятнадцати лет.

Суд имеет право назначить наказание ниже того минимального предела, который определен санкциями Особенной части УК для данного вида преступления. Например, если санкция статьи предусматривает лишение свободы, как в этом случае, на срок от 5 до 7,5 лет, то суд, назначая наказание ниже минимально предусмотренного срока, может лишить свободы на срок меньше 5 лет, но не менее 6 (шести) месяцев.

Кроме того, суд может назначить более мягкий вид наказания, руководствуясь перечнем наказаний, определенным в ст.64 УК Кыргызской Республики. Осуждая на срок ниже минимально предусмотренного определенной статьей, суд вправе вместо лишения свободы, исходя из конкретных обстоятельств, определить лицу любое более мягкое наказание.

Применяя ст.74 Уголовного кодекса, суд вправе освободить виновного от дополнительного наказания, которое предусмотрено в санкции статьи, — в данном случае от штрафа в 70 тысяч сомов.

Если суд, определяя наказание ниже минимально установленного срока или заменяя его более мягким, придет к выводу о нецелесообразности его отбывания виновным, то к последнему может быть применён пробационный надзор.

Но, как показывает практика, судьи приберегают такие приговоры для своих «особых случаев», и слишком ими не разбрасываются, а прибегают к этой «норме» лишь тогда, когда по делу появляется вполне определенная заинтересованность. И применяя указанное положение когда и как им заблагорассудится, судьи сами дают все основания подозревать их во взяточничестве.

Добавить комментарий

вход