Импичмент Атамбаева и принцип сменяемости власти

Иллюстративное фото: Официальный сайт Президента КР

Автор текста: Нурбек Токтакунов

23 октября с. г. в 9.30 часов в Конституционной палате Верховного суда состоится рассмотрение вопроса о конституционности придания обратной силы новому закону, установившему процедуру импичмента экс-президента, в отношении Алмаза Атамбаева, сложившего свои президентские полномочия ещё до принятия указанного законодательного акта

В чем принципиальное значение того или иного решения Конституционной палаты по этому делу? Как оно определит то или иное направление нашего общественного развития?

Итак, 17 мая 2019 года опубликован закон о лишении экс-президентов абсолютной неприкосновенности. Он ввёл соответствующую процедуру, что и следует из самого его названия.

По общему правилу, закон действует с момента опубликования, но не имеет силы на прошлое. Однако депутаты внесли в него специальную оговорку, которая распространяет его действие именно на прошлое, а конкретно — на экс-президента Атамбаева. Парламентарии обосновали это тем, что новый акт никоим образом не ухудшает ничье положение, потому что ответственность определяется не им, а уголовным законом. При этом они ссылаются на статью 28 Конституции о недопустимости обратной силы только с точки зрения криминального законодательства. Однако они упустили из внимания статью 6 Конституции, которая подразумевает недопустимость применения обратной силы любого закона или подзаконного акта, устанавливающего новые обязанности или отягчающего ответственность. Этот принцип существует с древнейших времен, ведь он обеспечивает стабильность правоотношений в обществе. Согласитесь, уверенность людей в устойчивости законодательства выстраивает общественные отношения, ориентированные на законопослушание. Произвольное изменение норм и установлений, направляющее их действие на прошлое, напротив, распространяет в обществе недоверие к закону. А придание ему обратной силы возможно только в случаях, когда он улучшает положение людей.

Как скажется на стабильности общественных правоотношений применение закона об импичменте к Атамбаеву? Ведь согласитесь, что роль института президента в нашей стране велика, поэтому законы, регулирующие деятельность главы государства, не могут не отражаться на всем обществе.

Прежде всего, надо отметить огромное общественно-политическое значение упразднения абсолютной неприкосновенности экс-президента и восстановления принципа равенства граждан перед законом. Автор настоящей статьи сам поднимал этот вопрос в Конституционной палате и добился введения соответствующей процедуры. При этом в мотивировочной части решения КП Верховного суда было отмечено позитивное значение правового иммунитета в целом для президента и экс-президента, что  стимулирует лидера государства быть на своем посту более смелым, эффективным и добросовестным, не опасаясь мести и иных происков своих политических оппонентов впоследствии, когда он перестанет руководить страной. Именно поэтому неприкосновенность не была устранена полностью, а введена сложная процедура её лишения.

И это имеет большое значение непосредственно для действующего президента Сооронбая Жээнбекова, чтобы он был уверен, что не так-то просто будет отомстить ему, когда он покинет президентское кресло. Это имеет смысл для всех нас, ведь качество нашей жизни так зависит от характера правления любого президента. Однако в результате придания закону обратной силы — специально для Атамбаева — Сооронбай Жээнбеков резонно предполагает, что когда-нибудь вполне могут найти управу и на него самого, сделав уже испытанный «ход конём» и приняв специальный закон. Он понимает, что и ныне действующей частичной неприкосновенности экс-президента на деле не существует. После сложения им своих нынешних полномочий и при определенном раскладе политических сил его амбициозные оппоненты вполне могут и вовсе отменить правовой иммунитет экс-президента с уже отработанным приданием этому закону обратной силы. После чего на общих основаниях подвергнут его уголовному преследованию, маскируя этим привычным словосочетанием политическую расправу. Сооронбай Жээнбеков теперь понимает, что в условиях неустойчивости закона и нестабильности правоотношений лучшая гарантия для его «неприкасаемости» — это просто сохранение своей власти, нежели эфемерный «правовой иммунитет», который депутаты с лёгкостью отменят, как только он лишится власти.

Таким образом, придание — специально для Атамбаева — обратной силы закону об отмене неприкосновенности экс-президента несет серьезную угрозу самому демократическому принципу сменяемости власти. Поэтому, признавая значение ликвидации абсолютной неприкосновенности экс-президента, не менее важно не допустить нарушения другого, до недавнего времени незыблемого принципа – «Закон обратной силы не имеет». Иначе это добавит Жээнбекову и его окружению дополнительной энергии и прыти в попытках остаться у руля государства и после 2023 года.

Добавить комментарий

вход