Прочти бюджет 2020 года
Прочти бюджет 2020 года
В преддверии очередного бюджетного года в стране начали обсуждать главный финансовый документ страны – проект республиканского бюджета на 2020 год. Он представляет собой финансовый план государства на следующий год, где каждый может увидеть, как расходуются бюджетные деньги, образуемые по большей части из налогов. Редакция Precedentinfo подготовила подробный материал о том, как читать и понимать бюджет, чтобы не только увидеть, как государство тратит ваши деньги, но и уметь предвидеть финансовые последствия, и возможно, даже влиять на будущее страны.
1. Что такое республиканский бюджет и из чего он состоит?
Бюджет – это роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок.

Это отражает бюджетный кодекс, определяя бюджет как форму образования и расходования денежных средств для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Следовательно, бюджет предназначен для нормальной жизнедеятельности государства, которое выполняет множество задач в разных сферах: образовании, медицине, социальном обеспечении, безопасности и других.

Чтобы проще было понимать бюджет, для начала вам следует ознакомиться с его проектом. Его можно найти по следующей ссылке.

Если вы откроете сам текст законопроекта, то увидите, что в нем расписаны доход и расход бюджета на 2020 год, предельный размер дефицита, нормативы отчислений, размер минимальной заработной платы и многое другое.

Как вы и сами заметили, ознакомившись с проектом бюджета, он состоит из доходной и расходной частей. Первая включает деньги, поступающие в виде налогов, неналоговых платежей, взносов, отчислений и сборов, а также полученные трансферты.

Конституция обязывает каждого гражданина платить налоги и сборы. Общественный договор между государством и его гражданами построен так, что оно обеспечивает порядок в обществе и заботится о каждом из людей, за что последние платят налоги

Бюджетный кодекс включает в понятие налоговых доходов все поступления налогов, сборов и отчислений, которые предусмотрены налоговым и таможенным законодательством, а также начисленные проценты, пени и штрафы за нарушение соответствующего законодательства.

По сути, каждый налогоплательщик причастен к формированию доходной части бюджета, а значит, имеет полное право знать, как и куда расходуются его деньги. Зачастую граждане попросту не знают, как это делать, либо не считают, что это стоит их усилий из-за небольших налогов.

Покажем на примере, как получать доходы. Скажем, у вас 2,5 миллиона человек экономически активного населения. И вы от них получаете подоходный налог в размере, к примеру, в 1000 сомов с каждого. Так что вы уже получили 2,5 миллиарда сомов. А ведь вы собираете налоги не только с граждан, но и с различных предприятий и компаний, которые могут быть плательщиками налогов на прибыль, на добавленную стоимость, акцизного налога. Так доходы значительно возрастают. Вот как предполагается пополнить государственную казну в будущем году:
Бюджет пополняется также неналоговыми поступлениями. Это установленные в кодексе о неналоговых доходах сборы, отчисления, платежи, уплачиваемые в госбюджет, включая стоимость государственных и муниципальных услуг, которые не являются налогами, таможенные платежи, взносы по государственному социальному страхованию и официальные трансферты.

К примеру, сборы за регистрацию или перерегистрацию авто, плата от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, государственная пошлина являются неналоговыми доходами государства. А ведь есть еще 33 источника пополнения бюджета, согласно кодексу о неналоговых платежах. Так что воображаемый бюджет вырос еще больше.

Не забывайте, что вам как государству могут дать грант иностранные доноры и международные организации. Представив, какой доход образуется у государства, перейдем к расходной части бюджета, поскольку у вас как государства есть обязательства, на что придется хорошенько потратиться.

Общие затраты бюджета включают операционные и расходы для операций с нефинансовыми и финансовыми активами, а также траты на покрытие основной части обязательств.
Как делятся операционные расходы по их экономическому содержанию?
Оплата труда работников;
использование товаров и услуг;
проценты;
субсидии;
гранты;
социальные пособия;
не распределенные по категориям другие расходы, включая траты на формирование Государственного бюджетного резерва и резервных фондов.
Для выполнения своих обязательств государству нужен аппарат, состоящий из различных государственных органов и ведомств, работникам которых нужно платить заработок. Посчитав в уме число сотрудников, к примеру, 20 тысяч человек, умножаем на среднюю зарплату в 10 тысяч сомов и понимаем, что из доходной части безвозвратно ушло 200 миллионов сомов. Впечатляет?

А ведь это – лишь малая часть обязательств государства.
Какие расходы стоит сюда прибавить?
Связанные с:

• приобретением, капитальным ремонтом и созданием всех видов основных фондов, запасов и непроизводственных активов;

• покупкой финансовых активов, включая приобретение долгосрочных и краткосрочных ценных бумаг;

• предоставлением из бюджета кредитов и ссуд, приобретением в государственную и муниципальную собственность доли (акций) предприятий;

• всеми выплатами государства, связанными с погашением основной части долга по краткосрочным и долгосрочным ценным бумагам, по договорам (соглашениям) займов из внешних и внутренних источников.
В итоге от этих воображаемых доходов, скорее всего, ничего не останется.

Когда доходов государства больше, чем расходов, это называют профицитом, а когда больше именно расходов, – нам говорят о дефиците бюджета.
2. Как понимать бюджет, если ты не специалист?
Давно ставшее привычным деление людей на гуманитариев и приверженцев математического склада ума вызывает ложные представления о невозможности их взаимопонимания.

Еще древние римляне говорили: «Homo sum, humani nihil a me alienum puto» («Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо»). Крылатая латинская фраза означает не только то, что людям свойственно ошибаться или заблуждаться в попытке понять других, – она значит также: понять можно все, что составляет круг интересов человека, включая бюджет государства.

Для исчерпывающего его понимания нужно знать механизм его принятия.
На основе каких инструментов он формируется?
Прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики;
бюджетная резолюция Жогорку Кенеша;
основные направления фискальной политики.
Прогноз социально-экономического развития строится на основе комплексного анализа демографической ситуации, интеллектуального, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной политики, внешнего положения Кыргызской Республики, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Такие прогнозы разрабатываются в целом по республике, отраслям и секторам экономики, регионам страны. Страновой прогноз утверждается правительством не позднее 31 марта, за которым следует очередной бюджетный год.

В бюджетной резолюции парламента указываются главные вехи бюджетной политики на ближайшие три года и приоритеты государственного бюджета, определяемые Жогорку Кенешем. Они служат ориентиром для правительства при разработке им проекта республиканского бюджета. Депутаты Жогорку Кенеша принимают его до 30 апреля.

Основные направления фискальной политики страны – это такой инструмент, который позволяет правительству иметь представление о будущих объемах ресурсов с целью прогнозирования предстоящих расходов в целом и по каждой отрасли. Они утверждаются постановлением правительства не позднее 5 июля, за которым следует очередной бюджетный год, и представляются в Жогорку Кенеш.

Сам же проект республиканского бюджета представляется правительству не позднее 15 сентября, а в парламент – не позднее 1 октября. Депутаты должны рассмотреть и утвердить республиканский бюджет до 1 декабря.
Фото: Пресс-служба Жогорку Кенеша
Когда вы узнаете о механизме принятия республиканского бюджета и о том, из чего он состоит, для вас не составит труда его понять. Конечно, вам может показаться, что весь этот процесс слишком сложный, и не стоит вашего времени, чтобы узнать, куда деваются ваши пусть и небольшие по сравнению с общим объемом доходов государства налоги, – но ведь таких, как вы, много. А государство, полагаясь на свое собственное видение финансового будущего страны, включит множество статей расходов и поставит их в приоритет по отношению к вашим интересам. На самом деле так и происходит.

Возможно, вы думаете, что бюджетные процедуры и изучение проекта бюджета – слишком сложное занятие. Вы заблуждаетесь, ваш главный козырь – у вас же в рукаве: Конституция устанавливает, что граждане имеют право принимать участие в обсуждении и принятии законов и решений республиканского и местного значения. Значит, и вы лично тоже вправе участвовать в формировании бюджета и получать информацию о его фактических расходах.

И одна из самых действенных форм такого участия – общественные бюджетные слушания. Это открытое обсуждение вопросов формирования и исполнения бюджета с целью изучения общественного мнения, получения предложений, рекомендаций и принятия решений с учетом интересов населения.

Для того, чтобы вы загодя знали, что именно будет обсуждаться на этих слушаниях, государственный орган за 10 дней до них должен опубликовать материалы к ним. Если у вас возникают вопросы, замечания или предложения к проекту бюджета, у вас будет возможность огласить их на этом мероприятии. По итогам бюджетных слушаний обобщаются поступившие от участников предложения, которым после рассмотрения этих предложений направят ответы по ним.

Кроме того, такая же возможность представится вам на парламентских слушаниях, регулярно организуемых для общественности уже Жогорку Кенешем:
Однако даже после принятия госбюджета парламентом вы можете изучить его упрощенный вариант, который называется гражданским бюджетом. Даже не имея специального образования, вы можете получить интересующую вас информацию о государственных финансах. С ней можно ознакомиться на сайте Министерства финансов.

Между тем проект закона о государственном бюджете отсылает ко всяким приложениям, которые являются неотъемлемой его частью. Чтобы разобраться в самом тексте законопроекта и во всех этих приложениях, следует изучить пояснительную записку.
3. Пояснительная записка и приложения
Пояснительная записка – это развернутое, подробное обоснование республиканского бюджета в виде текста и диаграмм, содержащее описание макроэкономических перспектив развития страны, подробное описания параметров доходной и расходной части бюджета, направления реализации бюджетных инвестиций, политику управления и анализ устойчивости государственного долга, а также рисков, которые могут помешать исполнению бюджета.

Структура пояснительной записки такова, что в первую очередь в ней раскрываются макроэкономические перспективы развития страны в 2020-2022 годах. Так, в основу оценок развития страны заложены три макроэкономических сценария развития Кыргызской Республики (базовый, пессимистичный, оптимистичный).

Из этих трех сценариев координационный совет по макроэкономической и инвестиционной политике одобрил оптимистический сценарий. Он учитывает благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру и предположения о полной, успешной и своевременной реализации намеченных мероприятий и их эффективном влиянии на экономику страны, а также национальных проектов.

В целом в первом разделе пояснительной записки вам раскрывают темпы роста внутреннего валового продукта (ВВП) по стране, а также по таким отраслям, как промышленное производство, строительство, сельское хозяйство, сфера услуг. Кроме того, здесь указываются объемы потребления, экспорта и импорта товаров и услуг.

Затем следуют разделы пояснительной записки, посвящённые доходной и расходной частям бюджета.

В блоке доходной части, пояснительная записка в текстовом виде описывает общие параметры доходной части бюджета на 2020-2022 годы по стране. Так, общий объем доходов республиканского бюджета с учетом грантов государственных инвестиций на 2020 год прогнозируется в сумме, превышающей 163,7 миллиарда сомов. Из них около 127,9 млрд сомов составляют налоговые, а приблизительно 26,15 млрд сомов – неналоговые доходы.

В записке вы можете найти данные по доходам от каждого вида налога и подробности поступления неналоговых доходов.

В описании расходной части бюджета записка поясняет цель государственных расходов – сохранение социальной направленности государственных расходов с выполнением всех социальных обязательств, наряду с сокращением неприоритетных расходов.
Общий объем расходов госбюджета – 181,7 млрд сомов. Откуда эти деньги?
Бюджетные средства – свыше 144 млрд сомов;
средства специальных счетов – более 10,7 млрд сомов;
средства государственных инвестиций – свыше 26,9 млрд сомов.
Пояснительная записка приводит такие данные о функциональных расходах государства:
Как видно из наименования документа, в нем далее поясняется, что включает в себя каждый раздел, с кратким описанием расходов государственных органов. В документе также приводится описание расходов по государственным долгам.

В разделе по бюджетным инвестициям вы можете увидеть, какие приоритеты были отданы в инвестиционной политике, а также цели финансирования по секторам. Так, в секторе здравоохранения главными целями финансирования являются обеспечение всем жителям страны устойчивого доступа к услугам здравоохранения, снижение финансовой нагрузки в случае заболевания, повышение эффективности и уровня качества охраны здоровья, а также стремление сделать эту сферу более ориентированной на пациентов и более прозрачной. При этом общая сумма составляет более 4,66 миллиарда сомов.

В секторе здравоохранения реализуются проекты по борьбе с туберкулезом, создание национальной системы экстренной медицины, охрана материнства и детства, а также планируются расходы по строительству нового корпуса Бишкекской городской детской клинической больницы скорой медицинской помощи, а также строительство и оснащение Нейрохирургического центра Национального госпиталя.

Учитывая, что цифры и финансовые показатели в проекте республиканского бюджета являются планируемыми и прогнозируемыми, следует понимать, что всегда могут быть риски. В пояснительной записке приводится их перечень.
Какие риски есть в 2020 году по исполнению прогнозных показателей доходной части бюджета?
Недопоступление средств от проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами (в случае, если указанные мероприятия не состоятся).

Снижение объемов производства (простаивание) Нефтеперерабатывающего завода «Джунда», Токмакского НПЗ, Кара-Балтинского НПЗ – в связи с требованиями на соответствие производимой продукции стандартам Евро-4 и Евро-5.

Недопоступление таможенных платежей – в связи с вступлением в силу требований об обязательной маркировке товаров в Российской Федерации и странах ЕАЭС.

Непоступление гранта Азиатского банка развития «Программа экономической диверсификации» в 2020 году – в случае неготовности АБР профинансировать указанные средства в 2020 году, так как согласно Бизнес-плану АБР на 2019-2021 годы данные средства заложены в бюджете АБР на 2021 год, и несвоевременного исполнения правительством Кыргызской Республики проекта матрицы условий политики реформ, которые на настоящий момент находятся в индикативном состоянии.

Недопоступление прибыли Национального банка Кыргызской Республики, подлежащей перечислению в бюджет.
Другой не менее важной частью пояснительной записки является описание программного бюджетирования, что представляет собой методологию планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета. При этом обеспечивается взаимосвязь процесса распределения государственных расходов с результатами от реализации программ, разработанных на основе стратегических целей, с учетом приоритетов государственной политики, общественной значимости ожидаемых и конечных результатов использования бюджетных средств.

По сути, программный бюджет – это такое его описание, в котором расходы показаны в соотношении с уже достигнутыми результатами, указанными в таблице как «индикаторы результативности».

Если вы посмотрите текст законопроекта, то можете увидеть, что статьей 17 законопроекта утверждаются все программные бюджеты министерств и ведомств, по которым они должны отчитываться каждые полгода о достижении индикаторов результативности. А статья 18 устанавливает такое же положение для пилотных министерств и ведомств, которые должны предоставлять отчеты Министерству финансов ежеквартально.

Рассмотрим для примера программный бюджет отдельного органа. Для этого необходимо открыть документ, на который ссылаются в этих статьях, то есть приложения 11, 111 и 112.

Так, программный бюджет Жогорку Кенеша включает четыре задачи:

1. Планирование, управление, администрирование.

2. Выражение интересов и воли народа через представительную функцию Жогорку Кенеша.

3. Формирование правовой системы государства через законодательную функцию Жогорку Кенеша.

4. Обеспечение исполнения законов через контрольную функцию Жогорку Кенеша.
Фото: Илья Каримджанов
Каждая из этих задач имеет бюджетные меры. Одной из таких бюджетных мер в 4 задаче является улучшение качества контроля над деятельностью правительства и других подотчетных органов, на что в 2020 году выделяется 3,151 млн сомов. Результаты достижения этой меры будет оцениваться по следующим индикаторам: исполнение постановлений, исполнение протокольных поручений, исполненные запросы депутатов.

При изучении программных бюджетов государственных органов следует обращать внимание на каждую меру и индикатор результативности, чтобы самому оценить, насколько обоснованным может быть финансирование. В 3-й задаче программного бюджета парламента, к примеру, заложена мера по законодательному обеспечению реформ, необходимых для устойчивого развития общества и государства. На это в бюджете 2020 года закладывают более 256 млн сомов. Индикатором же результативности является количество принятых постановлений на 100 депутато-дней. И мы теперь понимаем, что законодательное обеспечение реформ будут оценивать именно по количественному, а не качественному показателю.

Для более подробного изучения проекта республиканского бюджета вам следует пройтись по всем приложениям. Ниже мы приведем их наименования, исходя из которых вы сможете понять их содержание.
Какие приложения есть в проекте республиканского бюджета?
Приложение 1 – расходы по экономической классификации.

Приложение 2 – прогноз консолидированного бюджета.

Приложение 3 – доходы.

Приложение 3-1 – средства специальных счетов.

Приложения 4, 5 – расходы по функциональной и ведомственной классификациям.

Приложение 6 – расходы по функциональной классификации.

Приложение 7 – бюджет государственных инвестиций.

Приложение 8 – бюджет на 2020 год по учреждениям, переданным из местного бюджета в республиканский.

Приложение 8 – подробное описание приложения 8 по областям.

Приложения 9, 10 – кредиты и гранты.

Приложение 11 – бюджеты министерств и ведомств на программной основе.

Приложение 11-2 – бюджеты пилотных министерств на программной основе.

4. Топ-5 транжир бюджета-2020

Вот теперь, уже имея представление о бюджетном процессе и его процедурах, вы не потеряетесь в наборах цифр проекта республиканского бюджета и сможете определить, на какие государственные органы больше всего тратится бюджетных средств. Для этого вам надо открыть расходы по ведомственной классификации, которые изложены в Приложении 5, и сравнить расходы, после чего вы и придете к неизбежным выводам. Больше всего средств республиканского бюджета в 2020 году истратят следующие государственные органы:
Кроме того, «для реализации государственных программ, мероприятий и выплат» отдельно будет выделено более 68,5 миллиарда сомов Министерству финансов.

Также смотрите обучающий видеоролик, посвященный умению разбираться в бюджетных документах. Он поможет вам разобраться в таблицах и приложениях ежегодного закона о республиканском бюджете.

Автор: Бекболот Касаболотов

Редактор: Толкунбек Турдубаев

Обложка: Вера Андрианова


Новостная служба «Precedentinfo» благодарит за содействие в подготовке этой публикации представительство Internews Network в Кыргызской Республике, которое финансово поддерживается USAID в Кыргызстане.
Made on
Tilda