Незаконным является и задержание, которое не регламентируется законодательной базой в силу её отсутствия. При этом в категорию пострадавших входят те, кому не было предъявлено обвинение, и дело не было передано в суд. Сюда же подпадают лица, которые удерживаются даже при наличии судебного акта об освобождении, а также люди, удерживаемые в тюрьме, когда срок заключения уже истек. И даже заключение тех, кто, по внутреннему, национальному законодательству, был арестован или содержится под стражей законно, тем не менее
может считаться незаконным с точки зрения международных стандартов.
Европейский суд по правам человека, в свою очередь, также отметил, что непризнание государством факта задержания означает полное несоблюдение гарантий права людей не подвергаться произвольному задержанию представителями органов власти и грубейшим нарушением, так как именно власти несут ответственность за людей, находящихся у них под контролем. Это относится к тем категориям дел, когда некое лицо было взято под стражу, и больше никто и нигде его не видел. Таким образом, неподтвержденные аресты и задержания считаются незаконными, и такая их нелегитимность может выражаться даже в ненадлежаще оформленных протоколах.
Любое задержание, содержание под стражей должно быть основано только на положениях национального законодательства, которое, в свою очередь, – непременно соответствовать международным принципам (принцип законности).
Также Комитет ООН по правам человека в пункте 1 статьи 9 Международного пакта
обозначил точку зрения, что выражение «произвольный арест» должно толковаться широко, включая элементы нецелесообразности, несправедливости, непредсказуемости и противозаконности. То есть задержание должно быть не просто «законным», но и разумным и необходимым. Разумным при всех обстоятельствах, например, с целью предотвратить побег, уничтожение доказательств или повторение преступления.
К тому же Комитет в своем замечании общего порядка № 8 (1982 год) о праве на свободу и личную неприкосновенность заключил, что пункт 1 статьи 9 Пакта применим ко «всем случаям лишения свободы», включая и связанные с иммиграционным контролем. Любое заключение или удержание лица, сопровождаемое ограничением его или ее свободы передвижения, даже на относительно короткий срок, может представлять собой фактическое лишение свободы.