Налоговый кодекс: укоротить статью – и руки взяточникам

Автор: Жанабиль Давлетбаев

Простор для двусмысленного толкования – и не в пользу законопослушного налогоплательщика — даёт одна из статей Налогового кодекса Кыргызской Республики

В части 6 статьи 92 Налоговый кодекс предусматривает конкретные сроки представления в соответствующие учреждения декларации налогоплательщиками:

1) организациями (юридическими лицами) — до 1 марта года, следующего за отчетным годом;

2) физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) — до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

Но при этом пункт 2 части 1 статьи 365 НК КР предписывает, что налогоплательщик , применяющий упрощенную систему налогообложения на основе единого налога (как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель), обязан представлять единую налоговую декларацию не позднее дня, следующего за 1 марта года, следующего за отчетным (то есть, проще говоря, 2 марта).

Причём госналоговая служба в информационных материалах и календарях не указывает сроки, предусмотренные ст.365 НК КР, что говорит о ее неприменимости и неактуальности в повседневной практике.

Однако эта коллизия теоретически может быть также инструментом для избирательного применения санкций в отношении определенных налогоплательщиков и, возможно, даже для коррупции.

К примеру, ссылаясь на статью 365, могут использовать санкционные меры в отношении уплачивающих единый налог ИП, которые не сдадут ЕНД до 2 марта включительно. Вполне вероятно и появление коррупционных рисков, когда «высокие договаривающиеся стороны» решат уладить возникшие сложности «неформально».

Отсюда и конкретная рекомендация: для разрешения указанной коллизии необходимо из нескольких вариантов исключить норму по срокам подачи ЕНД, предусмотренную в статье 365 Налогового кодекса КР.

Добавить комментарий

вход