Кыргызская Республика,
г. Бишкек
ул. Сыдыкова 187, офис 28
Иллюстративное фото
Автор: Бермет Джаныкулова
Реальной помощи предпринимателям от правительства не будет, и следует только ждать поддержки от доноров. Это заявил на пресс-конференции вице-премьер-министр и глава республиканского штаба по защите экономики от последствий коронавируса Эркин Асрандиев
Высокопоставленный чиновник говорил прямо и категорично:
— В плане привлечения ресурсов для финансирования льготного кредитования предпринимательства мы должны говорить прямо и откровенно – мы не сможем повторить опыт других развитых стран, где предоставляются безвозмездные ресурсы, списание налогов. К сожалению, наш бюджет и наши возможности не позволяют этого делать. Мы должны трезво подходить, когда мы говорим о поддержке бизнеса.
Я скажу прямо, сложно будет пойти на освобождение от налогов и социальных отчислений. Мы все знаем возможности нашего бюджета и Соцфонда. И когда мы говорим об освобождении от налогов, мы должны понимать, что это прямым образом скажется на бюджете и на наших обязательствах по выплате заработной платы бюджетникам, пенсий и пособий. Поэтому здесь на весы нужно ставить ту нагрузку, которую получает наш бизнес, и на вторую часть весов те обязательства, которые мы несем по социальному блоку, – заявил Э.Асрандиев.
Между тем введение чрезвычайного положения в крупнейших городах и ряде районов страны отразилось на платежеспособности всех — от крупнейших коммерческих организаций до владельцев кафе, ресторанов и простых арендаторов квартир. Все заключенные ими договоры оказались под угрозой. Меры, введенные комендатурами, физически запрещают сторонам договора исполнять свои обязанности или ведут к почти полной потере платежеспособности.
Давайте для начала разберемся, что регулирует отношения между договаривающимися в «мирное» время:
Статьи 299, 300 ГК КР устанавливают следующее:
«Обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства…
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение условий договора не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законодательством или договором».
Если бы дело обстояло иначе, мир утонул бы в хаосе, где никто никому не верит и никто ни с кем не сотрудничает.
Возьмем, к примеру, договоры поставки товаров, аренды, кредитный: как правило, за нарушение их условий следует два вида «кнута»: неустойка (пени, штрафы) и расторжение самого договора. Для заемщика банка, который во время карантина не в состоянии внести ежемесячную плату, это обернется пенями, а в худшем случае его недвижимость, транспорт, оформленные под залог кредита, уйдут с молотка. Для арендатора жилплощади – «просьбой» собрать вещи и следовать на улицу, а для арендаторов офисов, бутиков и иной коммерческой площади — быть готовым оплатить штрафы и пени после окончания карантина, удержанием оборудования, документов, мебели арендатора в «заложниках» или же требованием «немедленно очистить помещение».
В случае поставки товаров для поставщика скорее всего вероятны также штрафы или пени за недопоставку, которую невозможно осуществить в связи с закрытием границ или препятствием в виде множества блок-постов, а для покупателя это та же неустойка, но уже за неуплату товара, которая образовалась из-за закрытия магазин и соответственно отсутствиям клиентов.
Означает ли это, что уязвимой стороне только и остается надеяться на понимание контрагента и просить не затягивать удавку на шее?
Для этих целей законодатель и ввёл такой инструмент, как обстоятельства непреодолимой силы, известные также как форс-мажорные, что отражено в части 3 статьи 356 ГК КР:
«Поскольку иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (форс-мажор). К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств».
Из этого абзаца выделим главное и добавим:
Интересен подход в этом направлении французского права, откуда и произошло понятие форс-мажора: оно «предлагает» обстоятельству непреодолимой силы «пройти тест» на наличие всех трех элементов для его признания:
На основании изложенного выше, логичным представляется такой план действий для лиц, желающих ссылаться на форс-мажорные обстоятельства:
Однако, по итогам всего приведённого выше, можно сделать вывод, что для предпринимателей надеяться на использование такого инструмента, как форс-мажор, — не лучший путь обезопасить себя в нынешние неспокойные времена. Более эффективно задействовать статью 377 ГК КР — прекращение обязательства невозможностью исполнения:
«1. Обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
2. В случае невозможности исполнения должником обязательства, вызванной обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (пункт 1 настоящей статьи), кредитор не вправе требовать от должника исполнения по обязательству. Сторона, исполнившая обязательство, вправе требовать возвращения исполненного.
3. В случае невозможности исполнения должником обязательства, вызванной виновными действиями кредитора, последний не вправе требовать возвращения исполненного им по обязательству».
Из этого следует преимущество: невозможность исполнения, в отличие от непреодолимой силы, прекращает обязательство. А если вдобавок прописать этот пункт в договоре, то он освободит и от ответственности (например, от неустойки). Вместе с тем это не освобождает от необходимости прописать по пунктам, какие обстоятельства должны действовать, чтобы невозможность исполнения считалась наступившей. Дополнительно также стоит изложить последствия невозможности исполнения, это может быть, например, прекращение договора на условиях А, Б, В…, освобождение от возмещения убытков, упущенной выгоды, уплаты неустойки, возврата аванса и т.д., преимущественное право на заключение нового договора на льготных условиях при условии преодоления невозможности исполнения и многое другое.
Примечательно, что, в отличие от невозможности исполнения, форс-мажор является нормой диспозитивной, то есть он действует, если иное не предусмотрено самим договором или законодательством. Другими словами, можно прямо исключить действие форс-мажора на ваши договорные отношения через оговорку.
Однако спустимся к более приземлённым, будничным проблемам. Депутат ЖК КР Дастан Бекешев на своем сайте и странице в Facebook предложил следующее решение этой проблемы для съемщиков жилья, которые из-за тотального карантина потеряли работу, получили «добровольный отпуск без содержания» или иным образом лишились единственного источника дохода:
«В последнее время я получил очень много обращений от граждан, которые просят помочь с оплатой арендованной квартиры. Некоторых уже выселяют. Это, с одной стороны, бесчеловечно, но с другой стороны – арендодатель тоже жить хочет, и он распоряжается своим имуществом по своему усмотрению.
Эта проблема ещё не рассматривалась в Правительстве, так как нет четкого понимания, как урегулировать частные вопросы. Но всё же есть одна идея, которую я хочу предложить.
Многие арендодатели не платят налогов. Вот этим можно воспользоваться. Арендодатель освобождает арендатора от аренды на 3 месяца, а Правительство даёт освобождение по налогам на 1 год. Если арендодатель ранее не платил налогов, но у него жил арендатор, то такому арендодателю надо начислить налог за 1 год и привлечь как уклоняющегося от налогов к ответственности. Если арендодатель всё же платил налоги, то освободить такого арендодателя на полтора года как добросовестного гражданина взамен освобождения от аренды на 3 месяца. Механизм можно сделать трёхсторонним: налоговая, арендодатель и арендатор».
Давайте разберёмся, почему предложенный депутатом Дастаном Бекешевым способ решения проблемы не сработает. Начнем с простых расчетов: сумма добровольного патента на сдачу собственного недвижимого имущества, к примеру, за одно- или двухкомнатную квартиру составит около 1500-2500 сомов, а также оплата страхового полиса дополнительно обойдется в сумму около 2000 сомов. Так что арендодатель средней бишкекской квартиры обязан уплачивать в среднем 4000 сомов в месяц. За год потенциальная сумма освобождения от налога составит около 24000 сомов (при налоге в 2000 сомов), в то время как рыночная стоимость одного месяца аренды такой квартиры — 15-18 тысяч сомов. Начислить сумму налогов за целый год на уклоняющегося от их уплаты арендодателя также невозможно, поскольку он должен заплатить их за фактический период сдачи недвижимости, который может быть больше или меньше одного года. А в случае с арендодателем, добросовестно уплачивающим налоги, то даже полтора года освобождения не будет для него выгодной «сделкой». За 18 месяцев таких налоговых «бонусов» государство потенциально сделает ему скидку в 36000 сомов (при объёме налога в 2000 сомов), а сумма арендной платы составляет 51000 сомов за 3 месяца (при 17000 сомов квартплаты в месяц) + 6 тысяч сомов необходимо будет заплатить за страховой полис, — так что при этой «соблазнительной сделке» арендодатель теряет 21000 сомов. Как бы печально и «бесчеловечно» это ни звучало, но хозяину квартиры проще и выгоднее просто выселить квартиросъёмщиков, потому что вместе с прекращением аренды устраняется и обязательство по уплате налогов и оплате страхового полиса.
Не будем забывать при этом, что статья 12 Конституции КР гласит:
«1. В Кыргызской Республике признается разнообразие форм собственности и гарантируется равная правовая защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности…
4. Кыргызская Республика защищает собственность своих граждан и юридических лиц, а также свою собственность, находящуюся на территории других государств».
Распоряжение собственностью арендодателей, то есть собственников имущества, пусть даже во благо других, — недопустимо. Более того, это попросту щедрость за чужой счёт! В конце концов, статья 46 Конституции КР прямо указывает, что обеспечение жильем своих граждан — это обязанность государства, а вовсе не частных лиц:
«1. Каждый имеет право на жилище…
4. Жилище малоимущим и иным нуждающимся лицам предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов либо в социальных учреждениях на основаниях и в порядке, предусмотренных законом».
Любое право в рамках Конституции обеспечивается государством и является его прямой обязанностью. За это граждане Кыргызской Республики в рамках общественного договора выплачивают ему огромные суммы, и частично отказались от своих суверенных прав.
В заключение необходимо отметить, что, к сожалению, на сегодня налогоплательщикам были предложены только отсрочки и рассрочки погашения задолженности по налогам и социальным отчислениям, но никак не освобождение от их уплаты. Более того, в отличие от других стран, в Кыргызстане совсем не ожидается прямая материальная поддержка предпринимателей с помощью предоставления льготных кредитов, налоговых каникул и поддержка граждан, терпящих тяготы и лишения, через определенные временные выплаты. Всё, что пообещало правительство Кыргызстана, — только весьма скромная поддержка, которая будет оказана уязвимым слоям населения.
Автор: Бекболот Касаболотов Иллюстрация: Кадыр Батырканов ОО «Партнерская группа «Прецедент» провела небольшое исследование по соблюдению государственными органами и органами местного самоуправления законодательства о доступе к информации […]
Автор: Бекболот Касаболотов Фото: Pixabay В предыдущем материале мы рассмотрели ответственность за нарушения в государственных закупках по новому кодексу о правонарушениях, теперь поговорим об уголовной ответственности […]