«Долг» превыше безопасности?

Иллюстративное фото: Pixabay

Автор: Бермет Джаныкулова

590 случаев заражения коронавирусом зарегистрировано в Кыргызстане по состоянию на 21 апреля. Из них 147 человек — медработники, а это практически каждый четвёртый заболевший

По справедливости этот факт можно с полным правом назвать провалом системы, допустившей такое. Медицинские работники — стратегически важный фактор при борьбе с COVID-19, ведь без врачей нет и лечения. К сожалению, поступающие от них сигналы наталкивают на неутешительный вывод — причиной заражения является далеко не «халатное» отношение «людей в белых халатах» к своей безопасности, а неудовлетворительная работа государства по обеспечению их необходимыми средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Первый вице-премьер-министр Кыргызской Республики Кубатбек Боронов в ходе заседания Республиканского оперативного штаба заверил, что для всех заразившихся, давших клятву Гиппократу, будет выплачена компенсация в размере 200 000 сомов, а в случае смерти — 1 миллион сомов. Однако для общественности не доступен ни один акт Правительства КР, утвердивший эти выплаты.

Из доступных источников для обеспечения безопасности медицинского персонала была принято два нормативных акта:

Постановление Правительства КР от 22 марта 2020 года № 174, которое установило шестимесячный запрет на экспорт, реэкспорт, транзит отдельных видов товаров, а также запретило отправлять такие товары в качестве гуманитарной помощи другим странам. В этом перечне указано 9 пунктов продовольственных товаров и кормов и 2 пункта, которые представляют собой салфетки, другие антибактериальные и дезинфицирующие средства. СИЗ в этом перечне отсутствуют;

Постановление Правительства КР от 23 марта 2020 года № 178, которое разрешает  поставку без государственной регистрации лекарственных средств и медицинских изделий, включенных в специальный Национальный перечень, среди которых из СИЗ фигурируют  щитки и очки защитные медицинские всех видов.  Указанный документ также разрешает производство и реализацию медицинских масок без лицензии и государственной регистрации.

Статья 14 Закона КР “О статусе медицинского работника” от 28 мая 2013 года № 81, посвященная праву на охрану здоровья, гласит:

«Медицинские работники имеют право на охрану своего здоровья, реализуемое проведением санитарно-гигиенических, противоэпидемических, лечебно-профилактических мероприятий в соответствии с законодательством».

Помимо этого, как и любой другой персонал, медики защищены нормами Трудового кодекса КР.  Статья 211 ТК КР гласит:

«Обязанности по созданию работникам здоровых и безопасных условий труда, выполнению требований охраны труда возлагаются на работодателя и осуществляются за счет средств работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

— применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда;

— бесплатную выдачу работникам специальной одежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами…».

Исходя из простых расчетов, одному врачу на восьмичасовой рабочий день необходимо минимум 4 медицинских масок, 8 пар перчаток, 4 пар бахил и т.д. Месячная потребность 5500 медработников  Кыргызстана, задействованных в борьбе против COVID-19, образует вот такую картину:

Наименование Необходимо на 1 месяц Имеется
Бахилы 660 000 410 692
Респираторы 22 000 41 611
Защитные очки 165 000 6 579
Защитная форма одноразовая 165 000 16 388
Медицинские маски 660 000 792 836
Перчатки 1 320 000 6 259 603

Следует учитывать, что, помимо медицинских работников, потребителями государственных запасов является и иной задействованный персонал (сотрудники милиции, государственные служащие и др.). Исходя из этого, можно заключить, что пережить хотя бы месячную коронавирусную осаду с «полным боекомплектом» у наших медработников не получится.

Из множество новостей и обращений врачей в социальных сетях можно сделать неутешительный вывод: к сожалению, государство, оставляет медикам небогатый выбор — уволиться или продолжать рисковать здоровьем и жизнью, причём не только своими собственными, но и своих близких, с которыми они неизбежно контактируют после окончания рабочего дня.

Однако даже единственная альтернатива такому риску – увольнение по собственному желанию – теперь под угрозой, поскольку уже не раз поднималась тема принуждения медработников к труду, что, кстати, законодательство тоже позволяет.

Вот как это обосновывает статья 10 ТК КР:

«Статья 10. Запрещение принудительного труда

Принудительный труд, то есть принуждение к выполнению работы под угрозой применения какого-либо насильственного воздействия, запрещается, кроме случаев:

— выполнения работы, которая обусловлена законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной службе;

—  выполнения работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части…».

Добавить комментарий

вход