Право на доступ к информации в условиях пандемии

Иллюстративное фото: Pixabay

Автор: Сайкал Малик кызы

Конституция Кыргызстана позволяет ограничить некоторые права и свободы человека в целях охраны здоровья населения. Международные стандарты в этой сфере также допускают отступление от них в условиях серьезной угрозы населению или отдельным лицам либо при чрезвычайном положении, когда жизнь нации находится под угрозой

Но важно помнить, что вводимые ограничения должны быть прописаны в законах и никого не дискриминировать. Не говоря уже о том, что сами эти меры должны быть обоснованными и необходимыми.

Свобода слова, неотъемлемой частью которой является право на доступ к информации, не абсолютна, и может быть ограничена властями при указанных выше ситуациях. Но любое вводимое ограничение не должно ставить под угрозу сущность  что власть должна предоставлять всему населению (в том числе и детям, и лицам с нарушениями слуха, зрения, недееспособным, которым нужен особый способ информирования) достоверную и актуальную информацию о самом вирусе, доступе к услугам или прекращении оказания услуг и др.

Пункт 14 статьи 22 Конституционного закона «О чрезвычайном положении» от 24 октября 1998 года № 135 устанавливает, что в условиях ЧП власть может «ограничивать или запрещать использование множительной техники, а также радио- и телепередающей аппаратуры, аудио- и видеотехники, изымать звукоусиливающие технические средства, вводить контроль за средствами массовой информации, если эти средства могут использоваться для нагнетания сложившейся обстановки на территории, где объявлено чрезвычайное положение». А назначенный комендант местности, где введено ЧП, должен установить особый порядок аккредитации журналистов. Чего, кстати говоря, комендант г.Бишкек до сих пор не сделал (во всяком случае, официальную информацию об этом мы не нашли, а по «горячей линии» столичной комендатуры ответили так, что невозможно понять, то ли этот самый особый порядок еще не принимали, то ли уже отменили).  Информация от властей передается на брифингах с сурдопереводом, которые транслируются общественными телеканалами и через социальные сети.

Учредитель информационного сайта «Kaktus.Media» Дина Маслова описала коммуникацию с властями и деятельность редакции так: «Основная часть сотрудников работает из дома. Так как репортажи про город и городские истории – наш основной контент, то нам пришлось временно переформатироваться: мы в разы сократили такие городские истории, они публикуются только, если респондент готов сам сделать фото, видео и готов на видеоинтервью в онлайн-режиме. По городу мы на репортажи не выезжаем. Пару раз выходили на репортажи, если событие около дома, например: очереди в комендатуре, которые были в марте. Даже при получении пешего пропуска больше половины сотрудников выезжать не смогут, т.к. у них нет машины. Мы пользовались услугами корпоративного такси. Сейчас основная часть информации поступает онлайн через брифинги официальных лиц, пресс-релизы. Присутствовать на онлайн-брифингах не вижу смысла, т.к. они и так транслируются в прямом эфире. Коммуникация с властями происходит, в основном, когда в телеграм-чате штаба скидывают файл для опросов, последние две недели этого не происходило. Так, журналисты могли оставить свои вопросы и получить ответы на некоторые из них, когда проходит брифинг или пресс-конференция в онлайн-режиме. Также мы пишем вопросы в штаб перед брифингами. Иногда пресс-секретарь их зачитывает, и выступающий отвечает. Опыт коммуникаций с оперативным штабом скорее негативный: там не всегда отвечают на вопросы. В целом, если обобщить проблемы редакции, то их можно разделить на два блока: 1) в части доступа к информации – власти не отвечают на вопросы, отвечают не вовремя, содержание ответов оставляет желать лучшего, в госорганах перенаправляют в штаб, перенаправление из одного органа в другой и др.; 2) по финансовой составляющей — «Kaktus.Media» на 90% существует за счет рекламы. С марта 2020 г. эти поступления упали на треть, что, конечно, негативно сказывается на работе редакции. Также это скажется на налоговых отчислениях».

Особый порядок аккредитации СМИ

Статья 10 Закона «О защите профессиональной деятельности журналиста» от 5 декабря 1997 года N88 подразумевает, что сотрудник СМИ по согласованию со своим руководством «регистрируется» при государственном органе или общественной организации, которые, в свою очередь, обязаны заранее извещать их о предстоящих мероприятиях, предоставлять им необходимые материалы, документы. Что подразумевается под «особым порядком аккредитации СМИ» в условиях ЧП, не совсем понятно. По «горячей линии» комендатуры г.Бишкек нам не смогли ответить. А наш вопрос, высланный на её фейсбук-страницу, пока остается непрочитанным. При опросе самих журналистов они отвечали, что под особым порядком аккредитации они понимают выдачу пропусков для передвижения по городу с целью выполнения своих профессиональных обязанностей.

Не понимаю рук твоих…

Отдельной проблемой остается качество сурдоперевода официальной информации.  Житель г.Ош с инвалидностью по слуху Алмаз Топчуев рассказал редакции Новостной службы «Прецедентинфо», откуда именно он черпает информацию о нынешней ситуации. По его словам, новости он читает на поисковике Google. Официальные брифинги с сурдопереводом он не смотрит, потому что не понимает его. Он высказался о нескольких проблемах, связанных с этим. Во-первых, школы для глухих и слабослышащих детей в Бишкеке и Оше различаются, как и преподаваемый там язык жестов. Так что человек, учившийся в Оше, вполне может не понять бишкекского жителя со сходной инвалидностью.  Но, по словам Алмаза, даже те его знакомые, которые учились в Бишкеке, могут не понимать официального перевода с экрана телевизора. По его мнению, причина может быть в том, что сами сурдопереводчики оканчивали другие школы, и они используют те жесты («политические», — как отметил респондент), которые лица с инвалидностью по слуху в жизни почти не используют и не знают их значений. Алмаз предпочитает субтитры, но вместе с тем отмечает, что не все инвалиды по слуху, в силу своего недостаточного образования, понимают смысл таких текстов.

Положение «О порядке доступа населения к информации и распространения информации с учетом кризисной ситуации» утверждено приказом коменданта г.Бишкек от 31 марта 2020 года № 17пр.

Несмотря на то, что пункт 14 статьи 22 Конституционного закона «О чрезвычайном положении» от 24 октября 1998 года №135 уже предусматривает возможность введения контроля над СМИ органами государственной власти, комендатура Бишкека, видимо, решила подстраховаться, и в пункте 2.1. своего Положения прописала, что «Средства массовой информации в период введения чрезвычайного положения в целях исключения нагнетания сложившейся обстановки распространяют информацию, предоставленную комендантом». Хотя здесь нет слова «только», но весь смысл предложения, обозначенный в упомянутом словосочетании, направляет на мысль, что СМИ должны предоставлять только официальную информацию о коронавирусе.

Далее в Положении прописано, что «информационный отдел комендатуры будет принимать все вопросы от представителей СМИ и интернет-изданий в онлайн-формате (по WhatsApp________или по телефону «горячей линии СМИ»). Ответы на поступившие вопросы будут озвучены на брифингах или пресс-конференциях». Пока же по официальному телеграм-каналу Штаба КР по COVID-19 была информация лишь о гугл-документе, где журналисты могут оставить свои вопросы. Про Whatsapp или «горячую линию» для СМИ журналисты не знают.

В разделе «Ответственность СМИ, интернет-изданий» отмечено, что журналисты несут ответственность за достоверность подготавливаемых и распространяемых им сообщений и материалов. Такая же ответственность предусмотрена и статьёй 29 уже упоминавшегося Конституционного закона «О чрезвычайном положении» от 24 октября 1998 года №135, но уже со ссылкой на то, что при повторном нарушении технические средства журналистов и занимаемые ими помещения могут быть конфискованы в пользу государства.

Между тем вот что рекомендуют эксперты ООН правительствам государств для обеспечения права на доступ к информации во время пандемии:

  • власти должны обеспечивать общество достоверной и оперативной информацией о COVID-19;
  • власти должны обеспечить доступность информации для неграмотных, малограмотных, лиц с инвалидностью (с нарушениями слуха, зрения, когнитивных функций), детям;
  • при передаче информации должны соблюдаться права граждан на конфиденциальность персональных данных;
  • необходимо поддерживать бесперебойный и беспрепятственный доступ в интернет, в том числе для малообеспеченных граждан.

Добавить комментарий

вход