Добровольные дружины:
от имени общества и…
без защиты закона
Добровольные дружины: от имени общества и…
без защиты закона
В богатой на перевороты и массовые беспорядки новейшей истории суверенного Кыргызстана не раз случалось, что правоохранительные органы в силу разных причин и обстоятельств оказывались не в состоянии выполнять свой служебный долг, а порой и вовсе обращались в постыдное бегство, после чего их было днём с огнём не сыскать в течение нескольких дней, которые казались законопослушным гражданам долгими, как вечность
Именно в эти переломные моменты взоры населения с надеждой обращались к самой активной в таких случаях законопослушной части населения – добровольным народным дружинам. А ту атмосферу, которая царила в стране после наиболее масштабных беспорядков и кровопролития без малого десять лет назад, наверное, передаёт даже стиль вот этого документа:
Декрет Временного Правительства Кыргызской Республики от 12 июня 2010 года № 66
«Об образовании добровольной народной дружины»
В целях возрождения семейно-кланового правления и дискредитации достижений народной революции 7 апреля 2010 года политические силы, стоящие за Бакиевым, ведут активные действия против Временного Правительства Кыргызской Республики.

Антинародные, контрреволюционные силы, втайне раздавая оружие, боеприпасы, денежные средства, организовали межнациональные столкновения в городе Ош и близлежащих населенных пунктах. Указанные силы предпринимают активные усилия по распространению столкновений происходящих на юге и по всей республике.

Сегодня целостность и независимость Кыргызстана находится под угрозой…
Беженцы в Сузакском районе Джалал-Абадской области, скопившиеся на границе с Узбекистаном из-за этнического конфликта. 18 июня 2010 года. Фото: Дмитрий Мотинов
Но, увы, в статусе и реальном бытовании ДНД уже изначально заложено довольно явное и сильное противоречие. Добровольные народные дружины призваны помогать правоохранительным органам в установлении правопорядка и способствовать им особенно в устранении последствий массовых беспорядков, при чрезвычайных ситуациях.

А горький опыт в особенности последних пятнадцати лет, богатых на перевороты и беззаконие, красноречиво свидетельствует ещё и вот о чём: посильно защищая сограждан от посягательств на их здоровье, жизнь и имущество, сами дружинники отнюдь не защищены. Крайне малочисленные акты о ДНД ранее были изданы и формально существуют, но они никак не регламентируют решение потенциально самых острых проблем: как и чем государство компенсирует утрату здоровья и работоспособности, если дружиннику при выполнении им своих обязанностей будет нанесён вред? А если, наоборот, члены ДНД нанесут увечья или ранения участникам массовых беспорядков либо, не дай бог, убьют кого-нибудь из мародёров? В какой степени такие действия могут быть оправданы выполнением своей миссии по установлению закона и порядка?

С этими вопросами я обратился к юристу, адвокату партнёрской группы «Прецедент» Эдилю Эралиеву.
– Насколько соотносится практика применения или использования добровольных народных дружин в установлении правопорядка с их законодательным обоснованием – если оно вообще есть?

– На сегодняшний день в нашем законодательстве есть несколько документов, которые регулируют деятельность ДНД. 15 апреля 1994 года постановлением Правительства было утверждено Положение «О дружинах по охране правопорядка в КР». Это первый документ, регулирующий деятельность дружин в независимом Кыргызстане. Положение действующее, и это я перепроверил на сайте Министерства юстиции и в базе документов «Токтом».

А 12 июня 2010 года был принят Декрет Временного правительства «Об образовании добровольной народной дружины» и утверждено Положение «О добровольной народной дружине». Это было связано с тем, что начались беспорядки на юге страны. Своим Декретом ВП поручило Министерству внутренних дел по необходимости вооружать дружинников, а Минфин КР обязали это финансировать. На основании Декрета ВП приказом Министерства энергетики был создан добровольный отряд дружинников «Энергосила».

Нашёл я также Положение «О добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в г.Токмок». Местные власти приняли его в 2014 году.

В целом деятельность народных дружинников законодательно регулируется, но, на мой взгляд, про Положение от 1994 года все давно забыли, а Декрет ВП не является законодательным документом, об этом есть разъяснение Конституционной палаты КР, где говорится, чтобы Правительство все Декреты ВП утвердило своим постановлением, но Правительство так этого и не сделало, хотя такое разъяснение КП было вынесено еще в 2014 году.

Эдиль Эралиев
Эдиль Эралиев
– Насколько соотносится практика применения или использования добровольных народных дружин в установлении правопорядка с их законодательным обоснованием – если оно вообще есть?

– На сегодняшний день в нашем законодательстве есть несколько документов, которые регулируют деятельность ДНД. 15 апреля 1994 года постановлением Правительства было утверждено Положение «О дружинах по охране правопорядка в КР». Это первый документ, регулирующий деятельность дружин в независимом Кыргызстане. Положение действующее, и это я перепроверил на сайте Министерства юстиции и в базе документов «Токтом».

А 12 июня 2010 года был принят Декрет Временного правительства «Об образовании добровольной народной дружины» и утверждено Положение «О добровольной народной дружине». Это было связано с тем, что начались беспорядки на юге страны. Своим Декретом ВП поручило Министерству внутренних дел по необходимости вооружать дружинников, а Минфин КР обязали это финансировать. На основании Декрета ВП приказом Министерства энергетики был создан добровольный отряд дружинников «Энергосила».

Нашёл я также Положение «О добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в г.Токмок». Местные власти приняли его в 2014 году.

В целом деятельность народных дружинников законодательно регулируется, но, на мой взгляд, про Положение от 1994 года все давно забыли, а Декрет ВП не является законодательным документом, об этом есть разъяснение Конституционной палаты КР, где говорится, чтобы Правительство все Декреты ВП утвердило своим постановлением, но Правительство так этого и не сделало, хотя такое разъяснение КП было вынесено еще в 2014 году.
Силовое столкновение митингующих и милиции на центральной площади Бишкека 7 апреля 2010 года – за несколько часов до смены власти. Фото: Дмитрий Мотинов
...Тридцатитрёхлетний Болот Дж. – специалист по информационным технологиям, выпускник одного из бишкекских вузов. Десять лет назад, когда в стране произошла очередная насильственная смена власти, он откликнулся на отчаянные призывы в Интернете и пришёл на один из столичных сборных пунктов. Так он и стал дружинником.

От соседей и особенно довольно пожилых знакомых он наслышан о том, как и насколько члены добровольных народных дружин во времена СССР были прежде всего сами защищены законом и даже имели какие-то, выражаясь сообразно времени, бонусы и привилегии:

– Как мне байкеши тогда рассказывали, ещё совсем молодыми они участвовали в добровольных народных дружинах, им потом давали отгулы, дополнительные дни к трудовому отпуску, и какие-то, как они говорят, моральные стимулы. Ну, вроде благодарственных писем и похвальных грамот там, по месту учёбы и работы и так далее. Как я понял с их слов, тогда членствовать в ДНД было престижно, почётно.

Однако на вопрос о том, как с этим дела обстоят сейчас, Болот затрудняется ответить:

– Нет вроде особенно ничего. Может быть, я и сам не знаю хорошо, что там по закону положено дружинникам, ну, может, какие-то меры поощрения. Но с другой стороны, я же в ДНД пошёл тоже не ради поощрений, а чтобы людей защитить, как и чем могу, когда всем становится трудно, да и просто реально опасно для жизни. И вот ещё, я заметил: люди больше всего на нас, дружинников, надеются, когда милиция там, другие какие-то силовые структуры, сами не справляются. Или вообще сбегают, как это уже было при двух революциях, – их же так вроде потом стали называть, да?..

Хотя Болот – бывалый дружинник с уже немалым, десятилетним, опытом, но, как можно заметить из нашего с ним разговора, до сих пор у него нет определённости даже в наименовании того, что случилось 24 марта 2005-го, 7 апреля 2010 года и совсем недавно, в августе года минувшего. Он знает только, что у людей вокруг был страх и всеобщая паника, а потому их надо было защитить и успокоить.
Пункт записи в добровольную народную дружину 9 апреля 2010 года в Бишкеке. Фото: Дмитрий Мотинов
И по его словам, точно такой же хаос царил вокруг, когда он с товарищами по дружине пришёл на сборный пункт, что называется, по зову сердца посильно способствовать наведению порядка. Не было и речи ни о какой-либо организации или руководстве процессом, ни о каких-либо инструктажах со стороны «старших товарищей» из органов – попросту по причине их полного отсутствия. Поэтому дружинники самоорганизовывались, и уже на месте, в прямом смысле в боевой обстановке разрабатывали маршруты патрулирования и взаимодействия с немногочисленными сотрудниками безопасности охраняемых объектов – супермаркетов, торговых центров, а также немногих и небольших предприятий…

Нельзя сказать, что власти Кыргызстана ни разу не предпринимали попыток как-то отрегулировать вопросы деятельности ДНД. В августе 2012 года Правительство разработало проект закона «Об участии граждан в обеспечении правопорядка», но уже через полгода, в феврале 2013 года, законопроект из Жогорку Кенеша почему-то решило отозвать.
А ещё задолго до того, как депутату Жогорку Кенеша Кыргызстана Ирине Карамушкиной было вручено уведомление о подозрении в попытке насильственного захвата власти и соучастии в захвате заложников при массовых беспорядках в ходе так называемых «кой-ташских событий», – она выдвинула инициативу принятия отдельного закона против мародёрства.
В случае его принятия этот законодательный акт, пусть и несколько косвенным образом, поспособствовал бы уточнению круга задач и большей ясности в определении целей деятельности в том числе добровольных народных дружин.
Фрагмент сюжета «5 канала»
Судьба этого законопроекта так и осталась под вопросом, как, видимо, нет законченности и определённости с правами и обязанностями дружинников. О чём я и спросил уже знакомого нам правоведа Эдиля Эралиева:

– Какими правомочиями обладают эти «общественные формирования по поддержанию правопорядка», как их деликатно иногда именуют в СМИ и в парламенте – когда вообще изредка заходит речь о ДНД?

– По Положению от 1994 года, у дружинников есть следующие права:

требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий органов внутренних дел;

составлять в отсутствие работников милиции протокол в случаях нарушения общественного порядка или причинения правонарушением имущественного или иного ущерба гражданину, предприятию, хозяйству, учреждению, организации, кооперативу, ассоциации с последующей передачей протоколов начальнику штаба охраны правопорядка или дежурному ГРОВД;

проверять у граждан в случае необходимости документы, удостоверяющие личность, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения правил, контроль за выполнением которых возложен на органы внутренних дел;

доставлять в милицию или штаб охраны правопорядка лиц, совершивших правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия, а также для установления личности нарушителя и составления протоколов;

при пресечении правонарушений проводить досмотр граждан и их вещей, транспортных средств, изымать у правонарушителей орудие их совершения с последующей незамедлительной передачей их в милицию с составлением соответствующего протокола.
Добровольцы и дружинники оцепили Дом правительства в Бишкеке утром после смены власти. 8 апреля 2010 года. Фото: Дмитрий Мотинов
А по Декрету Временного правительства от 2010 года, дружинники вправе:

требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений;

доставлять в милицию или в опорный пункт охраны правопорядка лиц, совершивших правонарушения, либо в целях пресечения правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия, а также для установления личности нарушителя и составления протокола сотрудниками правоохранительных органов;

при пресечении правонарушений изымать у нарушителей орудия их совершения с последующей незамедлительной передачей их в милицию;

беспрепятственно входить в клубы, на стадионы, в кинотеатры и другие общественные места для преследования скрывающегося нарушителя, пресечения возникших там правонарушений для выполнения обязанностей по обеспечению общественного порядка;

по требованию сотрудника милиции использовать транспортные средства для доставления в лечебные учреждения лиц, находящихся в общественных местах в беспомощном состоянии, а также лиц, пострадавших от несчастных случаев или правонарушений и нуждающихся в связи с этим в безотлагательной медицинской помощи;

пользоваться бесплатно при исполнении обязанностей по охране общественного порядка телефонами предприятий, учреждений и организаций.

– С правами всё относительно понятно. А в какой степени законодательством отлажены такие вопросы, как ответственность и обязанности дружинников? Иначе говоря, каким образом, как конкретно отвечают члены ДНД, если в ходе мероприятий по поддержанию общественного порядка они случайно ранили или, не дай бог, даже убили кого-то из участников беспорядков или случайных прохожих?

– Ответственность дружинников в случае причинения увечий гражданам при исполнении своих обязанностей ни в Положении от 1994 года, ни по Декрету ВП не предусмотрена. К примеру, в Декрете ВП написано, что «Надзор за точным соблюдением законов в деятельности ДНД осуществляется органами прокуратуры в соответствии с Законом «О прокуратуре Кыргызской Республики»», а в Положении от 1994 года написано следующее: «К членам дружины по охране правопорядка, совершившим проступки, не совместимые с этим званием, недобросовестно выполняющим свои обязанности, могут быть применены следующие взыскания: предупреждение; выговор; исключение из членов дружины с расторжением контракта.

Член дружины по охране правопорядка исключается из состава дружины в связи с выездом на другое место жительства, работы и учебы, добровольного расторжения контракта».

В целом же то, к какой ответственности они могут быть привлечены, и будут ли привлекаться как должностные или как физические лица, – нигде не прописано, у дружинников большие привилегии от государства, и они по сути выступают представителями власти при охране общественного порядка. На мой взгляд, в случае, если они своими действиями превысили предоставленные им полномочия, что привело к нанесению телесных повреждений гражданам или убийству, то они должны нести ответственность в рамках Уголовного кодекса КР. При выборе наказания будут учитываться обстоятельства конкретного дела и квалифицироваться в рамках уголовного законодательства.
Сожжённые автомобили перед оградой Дома правительства в Бишкеке. На следующий день после смены власти, 8 апреля 2010 года. Фото: Дмитрий Мотинов
– А если, напротив, пострадал или погиб сам дружинник?

– Согласно Положению от 1994 года, в случае временной нетрудоспособности дружинника, наступившей вследствие выполнения им обязанностей по охране общественного порядка, ему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка независимо от стажа работы, а в случае постоянной или длительной нетрудоспособности, – пенсия по инвалидности в размере, установленном для рабочих и служащих, потерявших трудоспособность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Если дружинник погиб при исполнении обязанности по охране общественного правопорядка, его семье выплачивается пенсия по случаю потери кормильца в размере месячного заработка, а также единовременное пособие в размере 10-летнего денежного содержания погибшего по последней занимаемой им должности.

По Декрету ВП от 2010 г., в случае временной нетрудоспособности дружинника, возникшей в связи с охраной общественного порядка, ему выплачивается пособие по основному месту работы в размере 100% заработка независимо от стажа работы, а в случае постоянной или длительной потери трудоспособности по той же причине ему назначается пенсия по инвалидности в соответствии с действующим законодательством.

– В советское время дружинников стимулировали вполне конкретными льготами – дополнительными днями к отпуску, отгулами после дежурства. А как обстоит с этим дело сегодня?

– К примеру, по Положению от 1994 года, членам дружины местные представители власти и другие госорганы, общественные организации в пределах их компетенций могут: объявлять благодарность; выдавать подарки, материальные ценности в натуре, денежные премии, бесплатные путевки в санатории, дома отдыха, пансионаты, поездки за границу; предоставлять дополнительно оплачиваемый отпуск сроком до трех дней; предоставлять преимущественное право на получение жилой площади, земельного участка для индивидуального строительства. Также дружинники могут быть награждены медалями и орденами Кыргызской Республики за мужество и героизм. Согласно Декрету ВП, дружинник может быть поощрён по ходатайству руководителя ДНД перед руководителем Республиканского штаба, – отметил правовед.
Утро после бунта: добровольцы и дружинники в оцеплении у Дома правительства Кыргызстана. 8 апреля 2010 года. Фото: Дмитрий Мотинов
Как много раз доказывала жизнь, героизм одних – это часто результат халатности, преступного умысла, а то и откровенной подлости других: когда одни пытались защитить сограждан, сохранить их здоровье и саму жизнь, другие мародёрствовали, занимались погромами и поджогами. А потому было бы чёрной неблагодарностью не выразить дань уважения к тем, кто в трудные для многострадального народа Кыргызстана времена, что называется, по зову сердца и не дожидаясь обязательной мобилизации, выступил на защиту закона и порядка.

А что дружинники очень нужны и делают важное для общества дело, прямо заявила в нашей беседе жительница Бишкека – и по совместительству председатель одного из домовых комитетов столицы – Зоя Джахангирова.
…Если говорить вообще о законодательном регулировании деятельности ДНД, эксперты отмечают, что сейчас в целом по стране имеет правовую силу Положение от 1994 года. Но насколько этот документ реально действующий, сказать трудно, так как в 2010 году его никак не использовали, а Временное правительство приняло уже упоминавшийся декрет, который должен был утратить силу после того, как в стране в 2010 году прекратятся беспорядки. С повторным же выдвижением инициативы принятия уже упоминавшегося законопроекта «Об участии граждан в обеспечении правопорядка» ни правительство, ни депутатский корпус больше уже не выступали.

Но нужен ли вообще законодательный акт, который регулировал бы все острые вопросы, возникающие и ещё вполне могущие возникнуть при экстремальной обстановке в стране? Казалось бы, проблем вокруг хватает и без сферы ДНД.

Однако, как ни странно, именно в мирное время, действуя обстоятельно и решая их силами всего общества и особенно всех ветвей государственной власти, можно и нужно быть готовыми к разным сложным и будто бы непредвиденным ситуациям.
Столичная площадь «Ала-Тоо»: обратный отсчёт для прежней власти. Бишкек, 7 апреля 2010 года. Фото: Дмитрий Мотинов
На деле же выходит, что в этой очень важной сфере, оставшейся в тени законодательной и всех прочих властей, мы конкретно имеем только одно – декрет Временного правительства, принятый в 2010 году сразу после межэтнической резни на юге Кыргызстана. Один из пунктов которого, к слову, в нынешних реалиях выглядит причудливо и особенно двусмысленно:
Настоящий Декрет вступает в силу со дня подписания и действует до стабилизации обстановки в целом по республике.
Поскольку обстоятельного и сколько-нибудь общеобязательного документа так и не было принято ни одной из ветвей государственной власти, увы, складывается впечатление, будто положение в стране так до сих пор и не стабилизировалось…
Автор: Толкунбек Турдубаев

Редактор: Толкунбек Турдубаев

Иллюстрация: Алина Печенкина


Этот материал подготовлен при поддержке проекта «Медиа-К» Интерньюс в Кыргызстане, финансируемого USAID в КР и некоммерческой организацией FHI360. Мнения, выраженные здесь, не обязательно отражают позицию Интерньюс в КР и его партнеров. Материал публикуется на основании открытой лицензии СС BY (ссылка на авторов обязательна)
Made on
Tilda