«Вирусные» уроки:
всё чрезвычайное
когда-нибудь случается…
(о рисках и проблемах продления карантина)
«Вирусные» уроки: всё чрезвычайное когда-нибудь случается…
(о рисках и проблемах продления карантина)
Независимо от того, где и как в Кыргызстане будет вновь введён или уже продлён карантин, он неизбежно станет влиять в целом на экономическое положение в стране. Можно и нужно говорить обо всех плюсах и минусах ситуации, вынужденной необходимости изоляции ради сохранения здоровья и самой жизни сограждан. Однако неоспоримо и то, что вместе с предотвращением возможных новых вспышек вирусной инфекции карантин и чрезвычайное положение не лучшим образом уже отразились на благополучии и состоянии многих тысяч семей с различными доходами из самых разных слоёв населения
Бермет Джаныкулова
28 апреля 2020 года указом Президента КР режим чрезвычайного положения был продлен в некоторых местностях. В определенных населенных пунктах конец ЧП остался 30 апреля 2020 г., в других – в частности, в Бишкеке, он был продлен до 24:00 10 мая 2020 г. Для всех граждан, предпринимателей и организаций это означает продолжение карантина даже после снятия ЧП, причём власти всё время напоминают, что режим чрезвычайной ситуации никто не отменял. Тем не менее наблюдается тенденция к улучшению и восстановлению привычного распорядка жизни для бизнеса и простых жителей.

Однако ещё 30 апреля с.г., во время заседания Жогорку Кенеша депутат от фракции «Ата Мекен» Каныбек Иманалиев высказал подозрение о плагиате в постановлении о возобновлении деятельности предприятий; по его мнению, изложенное в документе очень похоже на работу «братьев-казахов». Это не первый случай, когда собственных чиновников подозревают в заимствовании текста у соседей.

В то же время информация об ощутимых мерах, которые вылились бы в конкретные решения, нормативно-правовые акты, даже на самом правительственном сайте широкой публике пока не представлена. Возможно, власти поначалу сочли достаточным то обстоятельство, что о постепенном, в три этапа (с 1, 11 и 21 мая), возобновлении экономической деятельности ранее сообщалось пусть и в разрозненных материалах пресс-центра Правительства, а позже – уже в обобщённом виде – на интернет-сайте Информационно-консультационного центра при Государственной службе миграции КР.

Первоисточником столь важного сообщения должен быть по сути и является Республиканский штаб по борьбе с COVID-19, однако при этом указанный орган прикрепил к своей информации почему-то не работающую до сих пор ссылку (на момент публикации материала).

Между тем «Перечень видов разрешённой экономической деятельности в режиме карантина (ЧС)» даёт «добро» на указанные формы активности почему-то не с 1-го, а 11 мая, но при этом содержит примечание, что в таблицу включены работы, дозволенные начиная с 26 марта с.г., то есть при чрезвычайном положении. И именно там содержится также многократно цитированная приписка:
…В зависимости от эпидемиологической ситуации возможны изменения в перечне видов разрешенной экономической деятельности
Тем более удивителен оптимизм, который продемонстрировал на заседании оперативного штаба премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев:

«Посткризисный период будет способствовать развитию целого ряда отраслей экономики. Коронавирусная инфекция стала большим уроком для всего государства, позволила на деле увидеть реальные возможности экономики, но в то же самое время помогла определить наиболее приоритетные направления развития на ближайшее будущее. Наши основные усилия будут направлены на поддержку отечественных предпринимателей, более активную реализацию политики импортозамещения, укрепление экспортного потенциала, увеличение объемов производства экологически чистой продукции и освоение новых рынков.

В посткризисный период, после того, как мы победим COVID-19, целый ряд отраслей получат новый импульс в своем развитии. Это в первую очередь медицина, медицинские технологии, развитие человеческого потенциала, дистанционное образование и все виды дистанционных услуг, электронная коммерция и торговля. Политика цифровизации доказала свою эффективность. К примеру, сегодня мы можем увидеть плоды решений о дистанционных налоговых проверках».

Новостное агентство Sputnik в рамках своей программы «Об экономике и не только» от 27 апреля 2020 года задало серию вопросов советнику премьер-министра Кубату Рахимову о восстановлении в постпандемической обстановке, о том, как Правительство собирается помогать бизнесу, и насколько это удастся сделать. Вот что, в частности, отметил Кубат Рахимов:
Хотелось бы чисто политически, чтобы кто-то пришел и сказал: «А вот мы знаем, что делать в условиях пандемии и кризиса! Вот вам деньги и беспроцентные кредиты». Увы, это бывает только в сказках.

Наше государство и наш бюджет живут «с колес», и как оказалось, около пятой части людей относятся к категории тех, кто живет поденным заработком. К примеру, таксист вышел на работу – заработал, заболел – денег не будет. То есть они более уязвимая часть населения, чем те, кто есть в списках Минсоцтруда.

Получается, есть те, кто считается бедным, многодетные худо-бедно зафиксированы у государства, а те, кто реально работает днем и ночью, чтобы прокормить свою семью и не считались бедными, из-за специфики их деятельности в условиях кризиса стали уязвимее тех, «записанных» бедных.

Поэтому, видя, как государственная машина работает изнутри, мне тоже хотелось бы подбежать и сказать: «А давайте быстрее! Мы же видим, как сделать». Но мы сталкиваемся с тем, что живем «с колес», доходная часть бюджета формируется всего несколькими потоками. Это налоги, «общий котел» ЕАЭС, таможенные сборы, доходы от сдачи госимущества, дивиденды – не так уж и много. И у нас периодически бюджетный дефицит покрывался Российской Федерацией, Международным валютным фондом, которые прямо помогали нашему бюджету. Но мы не одиноки: 116 стран мира получают такие вливания. Так что к этому не надо относиться негативно.

Из-за китайского Нового года граница с Китаем закрылась, а значит, все потоки оттуда прекратились, потом и коронавирус нас «накрыл». То есть поток от импортеров, реэкспортеров, который давал нам не менее 20 миллиардов в год, – практически прекратился. Начало года всегда тяжелое, так как люди потратились уже накануне. Так вот, по причине всего этого, да ещё падения цен на углеводороды Кыргызстан попал в двойной кризис. То есть полностью перестали поступать какие-то деньги в бюджет.

Сейчас у нас гипер-расходы. Государство к этому не было готово, такого у нас никогда не было, и предусмотреть это никто не мог. Можно обвинять те или иные государственные органы, но объективно это стрессовая ситуация, и никто, включая бизнес, не был готов к этому. Этот кризис можно назвать экзистенциональным.

И переходя к позитивному, я держу связь с различными компаниями – средними, крупными, – и они считают, что даже хорошо, что этот месяц они не поработали. Это дало время для них пересмотреть цели, разобраться с приоритетами, стратегиями своих компаний, доделать то, что текучка не давала. Такой вот парадокс. Они увидели, сколько лишних людей у них работает, некоторые функции можно отдать на аутсорсинг. Другие поняли, что их бизнес-модель потерпела фиаско. К примеру, кто-то строил гостиницу, и вот во время этого кризиса понял, что лучше ее перепрофилировать в малосемейку и сдавать в аренду или продавать. А кто-то уже начал действующую гостиницу переделывать, то есть идет выход из туристического потока.

Так пока у нас есть один пакет антикризисного плана, он носит умеренный характер, там есть моменты по просрочкам, пеням, штрафам, рекомендациям банкам и так далее. То есть тут больше про смягчение. На самом деле масштабы кризиса никто себе не представляет. Здесь надо подходить справедливо, умеренность и осторожность – это не самые худшие качества.

Второй пакет антикризисного плана, который обсуждается, носит уже характер приземленный и имеет более точные расчеты, что бюджет многое недополучит, но поможет бизнесу. В приоритете – сохранение рабочих мест. Некоторые мои коллеги не готовы озвучивать, проговаривать план до его подписания и опубликования. Но я озвучу его на свой страх и риск.

Первое – это отмена на 3 месяца стоимости патентов. То есть люди не будут платить деньги за эти патенты, а это выпадение из бюджета в размере 700 миллионов сомов. К этому добавляется и то, что бизнес, работающий по патенту, не будет платить также отчисления в Социальный фонд. Выплаты пенсии никто не отменял, и государство идет на такие уступки. Налоговая инспекция предложила исключить из этого списка две группы налогоплательщиков. Первая – это те, кто занимается реализацией продуктов питания, у них доход есть и во время карантина, и они даже зарабатывают больше обычного из-за ажиотажного спроса на продовольственные товары, когда многие мешками закупались. Вторая группа – это люди, работающие по патентам с международными организациями. У них совершенно другой уровень доходов, и их контракты продолжают действовать, а характер деятельности позволяет работать удаленно. Социальная справедливость должна быть всё-таки соблюдена.

Реформаторы также предлагают воспользоваться ситуацией кризиса и ввести налоговые льготы, то есть освобождение от ряда налогов для тех, кто перейдет на использование в онлайн-режиме контрольно-кассовых машин и электронных счетов-фактур. Кризис тоже шанс, то есть у бизнеса появляется возможность сэкономить на издержках…
Соразмерны ли болезнь и «лекарство»?
Бекболот Касаболотов
Первые уроки, горький опыт которых ещё предстоит осмыслить, требуют ответить и на такие вопросы: в какой степени весьма жёсткие меры оказались адекватны ситуации, насколько они соответствуют положениям Конституции и другим законам (при всех исключениях и допущениях), а главное – в какой мере они отвечают принципу разумной достаточности?

В разгаре чрезвычайного положения со всевозможными запретами и ограничениями прав граждан люди, непосредственно страдающие от последствий вынужденной изоляции, от отчаяния стали предлагать вернуть режим до карантина, чтобы население переболело и выработало иммунитет к COVID-19. По их мнению, такой исход был бы более логичным, чем все те решения, которые принимались в период чрезвычайного положения.

Однако не стоит забывать, с какой целью власти пошли на такой крайний шаг. Вот, в частности, выдержка из Указов Президента Кыргызской Республики от 24 марта 2020 года №55-57: «…исключительно в интересах обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, их безопасности и общественного порядка, а также в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции на другие территории Кыргызской Республики…».

Основной закон допускает, что для достижения этих целей права и свободы человека могут быть ограничены как самой Конституцией, так и другими законодательными актами: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц» (ч.2 ст.20 Конституции).

Одним из них является Конституционный закон «О чрезвычайном положении». Он допускает возможность ограничения прав и свобод и наложения дополнительных обязанностей. Согласно статье 7 Закона о ЧП, в Указе президента и постановлении Жогорку Кенеша должны быть указаны перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий список временных ограничений прав и свобод граждан, дополнительных обязанностей.

Так, к примеру, в Указе Президента «О введении чрезвычайного положения в городе Бишкек Кыргызской Республики» был определен перечень чрезвычайных мер, временного ограничения прав и свобод граждан и их дополнительных обязанностей.
Что в этом перечне?
Согласно ему, государство во время чрезвычайного положения может:

1) вводить комендантский час;

2) вводить особый режим въезда и выезда граждан;

3) запрещать отдельным гражданам покидать на установленный срок свой дом (квартиру) или место, в котором они находятся на обсервации или лечении;

4) привлекать к охране общественного порядка, стратегических объектов и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, подразделения уполномоченных государственных органов, ведающих вопросами обороны и внутренних дел;

5) запрещать проведение зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий, а также забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетов;

6) выдворять нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, в том числе иностранных граждан, за их счет к месту своего постоянного пребывания или за пределы местности, где объявлено чрезвычайное положение;

7) в целях обеспечения деятельности предприятий и организаций по производству и поставкам продукции вносить изменения в планы их работы, устанавливать особый режим работы предприятий, учреждений и организаций, а также решать другие вопросы их хозяйственной деятельности;

8) запрещать увольнение рабочих и служащих по собственному желанию, кроме случаев увольнения по уважительным причинам;

9) вводить карантин и проводить другие обязательные санитарно-противоэпидемические мероприятия;

10) использовать ресурсы государственных предприятий, учреждений и организаций для предотвращения распространения коронавирусной инфекции;

11) привлекать трудоспособных граждан для предотвращения распространения коронавирусной инфекции при обязательном соблюдении требований охраны труда и их здоровья;

12) вводить контроль за средствами массовой информации, если эти средства могут использоваться для нагнетания сложившейся обстановки на территории, где объявлено чрезвычайное положение;

13) вводить особые правила пользования связью;

14) ограничивать движение транспортных средств, в том числе иностранных, и проводить их досмотр, за исключением транспорта дипломатических служб;

15) проверять документы в местах массового скопления граждан;

16) регулировать проведение частных мероприятий (свадьбы, дни рождения и другие мероприятия);

17) вводить для граждан, проживающих на территории, где объявлено чрезвычайное положение, следующие дополнительные обязанности:

• принимать заблаговременные меры по обеспечению собственной безопасности;

• соблюдать меры безопасности в повседневной деятельности, не допускать нарушений, которые могут привести к распространению коронавирусной инфекции;

• изучать правила пользования индивидуальными средствами защиты;

• оказывать содействие органам государственной власти и организациям в предупреждении распространения коронавирусной инфекции;

информировать соответствующие государственные органы об угрозе распространения коронавирусной инфекции.
нажмите значок плюса (+), чтобы увидеть содержимое блока
Как следует из текста закона, этот список должен быть исчерпывающим, хотя на практике уже возникали случаи расширения мер и ограничения прав человека. Взять хотя бы тот случай, когда комендатура запретила гражданам передвигаться на велосипедах и угрожала конфискацией имущества.

Основной закон предписывает, что вводимые ограничения должны быть соразмерными.

А вот насколько принятые в режиме ЧП решения направлены на достижение этих целей, следует еще разобраться. Для этого необходимо понять, насколько принимаемые меры помогают достичь их.

Например, если бы не ввели особый режим въезда и выезда из местности, признанной очагом распространения коронавирусной инфекции COVID-19, то существовала вероятность расширения масштабов и последствий заболевания. Это же касается и запрета на проведение зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий, а также забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетов.

Иначе обстоит дело с выдворением нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, в том числе и иностранных граждан, за их счет к месту своего постоянного пребывания или за пределы местности, где объявлено чрезвычайное положение. В этом случае нет очевидной рациональной связи, которая соответствовала бы конституционным целям ограничения прав человека. Люди, временно проживающие в столице и не имеющие городской прописки, были вынуждены получать справки с места жительства, чтобы их не выселили принудительно. Не совсем понятно, чем опасен человек без городской прописки, или как его выдворение поможет предотвратить распространение инфекции?

Для того, чтобы определить, являются ли эти меры ограничения соразмерными конституционным целям или нет, необходимо не только сопоставить их друг с другом, но еще и понять, насколько они вообще необходимы. Речь идет о том, что не всегда те или иные решения являются единственным выходом из ситуации.

За время карантина в адрес властей поступил шквал критики о том, что и как надо было делать в той или иной ситуации. Власти стойко воспринимают критику и смиренно просят следовать по тому пути, который они выбрали. Возможно, они считают, что альтернативные методы борьбы с коронавирусной инфекцией могли оказаться не столь эффективными, как всеобщая изоляция. Хотя в действительности существовал целый спектр возможных решений, позиция властей остаётся той же: цель оправдывает средства.

Но самое важное в этом случае заключается в определении баланса между ограничением прав и свобод граждан – и общественно значимой пользой для государства и общества. Например, с введением чрезвычайного положения права на свободу слова, доступ к информации, поиск и распространение информации были ограничены. Это было сделано для того, чтобы избежать обострения общественно-политической ситуации и возможной паники среди населения. Одним из ограничений стал отказ в аккредитации журналистов, хотя это не касалось государственных СМИ.

В этом случае, когда на одной чаше весов стоит спокойствие граждан или отсутствие паники, а на другой – ограничение свободы слова, получается небольшой перевес ограничений и нарушение баланса между пользой для общества и ограничением прав человека. Причина в том, что ограничение свободы слова фактически обернулось ограничением права на доступ, поиск и распространение, а главное – на получение объективной информации. Так получилось еще и потому, что эти ограничения подорвали и без того невысокое доверие к власти, став тем самым основой для беспокойства общества.
Несмотря на то, что уже с 1 мая действуют послабления в режиме карантина, а с 11 мая они подкреплены новыми «вольностями», всё же можно попытаться определить соразмерность того, как они реализуются.

Вводя под угрозой коронавирусной пандемии чрезвычайное положение в некоторых местностях страны, власти предусмотрели очень краткий перечень причин и поводов для выхода из дому, да и то на весьма короткое расстояние: в магазин за продуктами, в аптеку за лекарствами, марш-бросок с пакетами отходов к ближайшему мусорному контейнеру – и к врачу в случае болезни. Однако жизнь гораздо богаче любых схем, и этот впечатляюще короткий список оказался недальновидно кратким. Как быть, например, людям, которых чрезвычайное положение застало не у себя дома, да ещё и без возможности пуститься в обратный путь? Или тем законопослушным гражданам, чьи средства к существованию заключены в банкомате, а тот – только в другом селе за несколько километров (причём отправиться туда нельзя из-за режима ЧП, и к тому же весь автотранспорт тоже "на приколе")?

А какими должны быть или уже реализованы на практике краткосрочные и долгосрочные санитарно-гигиенические меры, чтобы минимизировать опасность заражения коронавирусной и вообще любой другой инфекцией?
Руки мыть не только перед едой…
Жибек Кенжебекова
Указом Президента КР от 28 апреля с.г. было продлено чрезвычайное положение на территории городов Бишкек, Ош, Джалал-Абад и Ат-Башинского района Нарынской области до 10 мая включительно. Однако был разработан поэтапный порядок возобновления экономической деятельности, таким образом, с 1 мая 2020 года в режиме чрезвычайного положения разрешены определенные виды экономической деятельности, и этот перечень существенно дополнен вместе с отменой ЧП 11 мая.

Объекты бизнеса, возобновившие работу в эти майские дни, обязаны произвести санитарно-эпидемиологические мероприятия в целях предупреждения распространения инфекции в период восстановления работы после отмены ограничений при ЧП.

Министерство здравоохранения рекомендует кыргызстанцам придерживаться мер безопасности и профилактики, а руководителям учреждений – создать безопасные условия для сотрудников и посетителей их организации.
Ранее Минздрав опубликовал официальные рекомендации для работодателей. Что в них?
разработайте график выезда персонала на рабочее место малыми группами;

обеспечьте транспорт для сотрудников с условием соблюдения дистанции и с обязательной дезинфекционной обработкой транспорта (поручни, дверные ручки) и проветриванием салона;

у входа в офис установите санитайзер для обработки рук сотрудников и посетителей 70-процентным спиртовым антисептиком;

на входе в офис проводите обязательную бесконтактную термометрию каждого сотрудника и посетителя;

на рабочих местах создайте условия для мытья рук с мылом;

обрабатывайте рабочие поверхности (мебель, оргтехнику и прочее) дезинфицирующим средством каждые 2-3 часа, а также после каждого приема посетителя или клиента;

организуйте ежедневную уборку и мытье производственных помещений дезинфицирующим средством (протирание дверных ручек, поручней столов, выключателей, раковин, шнуров или рычагов сливных бачков);

установите рециркуляторы воздуха или бактерицидные ультрафиолетовые облучатели и закрытые мусорные урны (по возможности);

проветривайте помещения каждый час по 15 минут;

соблюдайте физическую дистанцию не менее чем в один-полтора метра в течение всего дня;

часто мойте руки с мылом не менее 20 секунд или обрабатывайте их индивидуальным антисептиком на спиртовой основе;

надевайте маски, если в помещении находится более 2 человек;

соблюдайте «респираторный этикет» (при чихании и кашле прикрывать нос и рот бумажной салфеткой);

обменивайтесь приветствиями и прощайтесь без рукопожатий, объятий и поцелуев.
нажмите значок плюса (+), чтобы увидеть содержимое блока
…Как законопослушная гражданка и человек, ответственный за здоровье своё и членов своей семьи и окружающих, я сидела дома и выходила на улицу всего несколько раз в силу необходимости. Тем временем я заметила, что в супермаркетах не соблюдались требования, установленные для них в период ЧП. Вот некоторые из них:
1
«На входе в помещение должны быть установлены антисептики для посетителей»
Они были, но не у всех, у кого-то на дальней стене в незаметном месте, а у кого-то и вовсе отсутствовали.
2
«Вход посетителей строго при наличии масок или респираторов»
Посетителей никто не проверял и не останавливал. Я видела много раз, как в торговых залах люди делали покупки без масок.
3
«Измерение ответственным лицом при входе температуры тела сотрудников бесконтактным термометром или способом»
Такого я ни разу не встретила и не видела, чтобы кого-либо проверяли.
4
«Обеспечение и контроль за соблюдением дистанции в полтора-два метра, а также очередности входа посетителей в торговые залы и магазины с учетом площади не более 2-3 человек»
За этим также никто не следил. В супермаркетах в период карантина людей стало в 2-3 раза больше. Это правило никто не соблюдал.
5
«Обеспечение и контроль за соблюдением дистанции в полтора-два метра между посетителями в кассу (установить метки)»
Такого я тоже не наблюдала. К кассе люди рвались, как могли, чтобы успеть сделать покупки во время действия своего маршрутного листа. Покупатели дышали друг другу в затылок.
6
«Установить дистанционные знаки на полу для дистанцирования»
Такие знаки есть в некоторых торговых точках, но их никто не видит, соответственно, дистанцию тоже не соблюдают.
Такого же рода условия выполнения мероприятий дополнительно прописаны для следующих сфер и объектов:
1
Промышленные предприятия
2
Строительство
3
Бытовое обслуживание
4
Салоны красоты
Парикмахерские, СПА-центры, оказывающие услуги по проведению косметических услуг
5
Бани
6
Объекты торговли
Магазины, торговые центры, рынки и другие
Ударим «антикризисом» по коронавирусу…
Ильяна Жедигерова
31 марта и 3 апреля 2020 года Правительство Кыргызской Республики утвердило первый пакет антикризисных мер. Этот план включает:

1. Проведение разъяснительной работы среди населения о предпочтительности дистанционного банковского обслуживания;

2. проведение работы с коммерческими банками по продлению и реструктуризации основных сумм и процентов по кредитам на срок не менее трех месяцев;

3. продление сроков проведения общих собраний акционеров до 1 июля 2020 года;

4. отсрочка и рассрочка по сумме налоговой задолженности, образовавшейся в результате обстоятельств непреодолимой силы, без предъявления документов о банковской гарантии на срок не более 1 года;

5. продление сроков представления налоговой отчетности до 1 июля 2020 года, за исключением налоговой отчетности по косвенным налогам при импорте товаров на территорию Кыргызской Республики из государств-членов Евразийского Экономического Союза;

6. отмена начислений пени и налоговой санкции за несвоевременное исполнение своих обязательств налогоплательщиком в результате обстоятельств непреодолимой силы за налоговые периоды с марта по июнь 2020 года;

7. прерывание сроков вынесения/вручения/обжалования решения органа налоговой службы в период возникновения обстоятельств непреодолимой силы (в период, определенный Правительством КР);

8. установление сроков представления декларации физическими лицами по итогам 2019 года – до 1 апреля 2021 года.

По сообщениям Правительства КР, в настоящее время готовится второй пакет антикризисных мер. Будет ли он включать в себя реальные меры, как, например, освобождение от налогов или предоставление льготных кредитов, пока не известно.

А вот что рассказал исполнительный директор Международного делового совета Аскар Сыдыков:

«До сих пор у нас нет точной информации о пострадавших сферах, количестве компаний, которые нуждаются в поддержке, сколько граждан остались без работы. Мы как бизнес-сообщество не владеем необходимыми данными, чтобы провести такой анализ. Это должно сделать государство. Тогда будет видно, какие возможности есть у правительства по поддержке бизнеса и населения».

Международный деловой совет – это ассоциация, которая объединяет более 100 организаций, из которых 90 – ведущие компании в таких секторах, как горная добыча, банки, телекоммуникации, консалтинговые услуги, производство и другие, с общим объемом налоговых отчислений более 23,2 миллиардов сомов.
МДС разработал и направил Правительству свои предложения по антикризисным мерам поддержки бизнеса, охватывающие следующие направления:
Общие предложения
1
Определить перечень наиболее пострадавших в результате кризиса отраслей экономики, видов предпринимательской деятельности и количество предприятий, нуждающихся в поддержке, в каждой из этих сфер, с указанием объемов и характера необходимой помощи.
2
Принять меры содействия для обеспечения непрерывности хозяйственных цепочек и технологических связей предпринимателей (связь всей цепочки от поставщика сырья, комплектующих до конечного потребителя).
3
Разработать электронную, адаптированную под текущую ситуацию платформу для содействия занятости, обеспечивающую постоянную связь работников и работодателей, определение емкости рынка труда и наличия необходимых кадров.
4
Провести анализ для прогнозирования предпочтений потребителей в послекарантинный (посткризисный) период, разработать меры, рекомендации по адаптации бизнеса к новым экономическим условиям и международной торговле.
5
Своевременно предоставить бизнес-сообществу и общественности информацию о планах возобновления деятельности предприятий после полного или частичного снятия ограничительных мер и четкие рекомендации о порядке возобновления такой деятельности. Бизнесу необходимо заблаговременно знать примерные перспективы и график возобновления работы той или иной сферы бизнеса и сообразно этому планировать свою деятельность – это позволит сэкономить время на подготовку и восстановить активность в более сжатые сроки.
6
Предоставить общественности развернутую информацию о текущем ходе сокращения численности государственного аппарата и о дальнейших планах такого сокращения расходов.
7
Определить в трудовом законодательстве общие положения дистанционной работы с учетом её особенностей: электронный документооборот в упрощённом порядке, исключение неприменимых обязанностей по обеспечению охраны труда и другое.
8
Принять меры по кардинальному сокращению излишнего государственного регулирования предпринимательской деятельности и избыточных государственных функций, в том числе в части количества административных процедур. Конкретные рекомендации по улучшению регулирования изложены в многочисленных отчетах международных организаций.
9
Законодательно закрепить освобождение от обязательства проведения общих собраний акционерных обществ в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы или на период введения государством ограничительных мер.
Финансовая поддержка для бизнеса
Рассмотреть возможность оперативного предоставления безвозмездной помощи наиболее пострадавшим от кризиса представителям микро-, малого и среднего бизнеса во избежание банкротства этих предприятий и в целях оказания помощи их сотрудникам, оказавшимся в тяжелом положении.

При невозможности выделения безвозмездной помощи – предоставлять ее на беспроцентной основе и на срок более трёх лет.

Обоснование: льготное кредитование, о котором идет речь в сообщениях Правительства, порождает целый ряд сомнений:

1. Не ясны точная эффективная процентная ставка, наличие требований о залоге и сроки кредитования, при недостаточно низкой ставке эти кредиты могут не достичь своих целей, и возникнет риск невыплаты этих кредитов.

2. В среднем у коммерческих банков уходит около 5% от выдаваемой суммы на администрирование кредита – это значит, что по меньшей мере 5% средств будет уходить на обслуживание льготных кредитов, то есть конечная ставка будет не ниже 5%.

3. Значительная часть предпринимателей может использовать кредиты на покрытие предыдущих кредитов.

4. Законодательство предусматривает длительную процедуру выдачи этих кредитов и сопутствующую бюрократию, в то время как бизнесу нужно работать.

5. Не ясна эффективность предыдущих государственных программ льготного кредитования. В частности, в адрес бизнес-ассоциаций поступает множество обращений о нецелевом использовании и неэффективности госпрограммы «Финансирование сельского хозяйства», на которую ежегодно выделяются миллиарды сомов из госбюджета.

По этим и другим причинам в мировой практике в текущей эпидемиологической ситуации широко применяется механизм безвозмездной оперативной помощи малому и среднему бизнесу в онлайн-режиме и безналичным путем.
Фискальная политика
Рассмотреть возможность освобождения от уплаты налогов (предоставления налоговых каникул) для микро- и малого бизнеса или для наиболее пострадавших видов предпринимательской деятельности на срок от 3 до 6 месяцев.

Временно пересмотреть ставку НДС и социальных отчислений в сторону снижения для наиболее пострадавших видов предпринимательской деятельности, а также рассмотреть возможность поэтапного снижения ставок социальных отчислений для более широкого круга субъектов предпринимательства в целях снижения уровня теневой экономики.

Принять меры по обеспечению быстрого и эффективного механизма администрирования порядка возврата и зачета НДС в электронном формате.
Организационно-технические вопросы
Определить заместителя руководителя Аппарата Правительства и сотрудников соответствующего подразделения Аппарата Правительства КР, на которых будет возложена задача по адресной помощи крупным предприятиям, имеющим важное значение для бюджета, с целью оперативного преодоления всех бюрократических барьеров и процедур, скорейшего запуска в эксплуатацию и производство, а также бесперебойное продолжение производственных процессов или иной предпринимательской деятельности.

Определить ответственное должностное лицо от каждого напрямую относящегося к экономике государственного органа на уровне руководителя (его заместителя) для их постоянного оперативного взаимодействия с бизнес-ассоциациями и решения возникающих проблемных вопросов предпринимательства.

К таким органам относятся: Аппарат Правительства КР, Министерство экономики, Комендатуры г. Бишкек и регионов, Министерство транспорта и дорог, Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации, Министерство внутренних дел, Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования КР, Министерство иностранных дел, Государственная пограничная служба КР, учреждения при Правительстве КР: Государственная таможенная служба, Государственная налоговая служба, Государственное агентство антимонопольного регулирования, Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями.

Этим должностным лицам необходимо постоянно осуществлять взаимодействие с представителями бизнес-ассоциаций через группы в WhatsApp, другие каналы электронной связи.

Следует иметь в виду, что в период действия режимов чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения, других ограничительных мер, в кризисной обстановке традиционный порядок обращений представителей бизнеса в госорганы затруднителен и неэффективен. Вопросы поставки важных товаров и комплектующих, проблемы перекрытия дорог, неисполнения законов и приказов комендатур требуют незамедлительного разрешения. Такой порядок взаимодействия также позволит снизить дублирование запросов и обращений. Сейчас у бизнес-ассоциаций есть три основных электронных канала оперативной адресации возникающих вопросов, но ни один из них не предусматривает возможности прямого обращения практически ни к одному из вышеперечисленных государственных органов.
Поддержка промышленности
Упростить взаимодействие предпринимателей отрасли недропользования с государственными органами по получению:

а) лицензионных соглашений на право пользования подземными водами в собственных нуждах;

б) разрешений по дополнительным лесоустроительным проектам;

в) экспертных заключений по проектам и архитектурно-планировочным условиям (АПУ);

г) разрешений по особо охраняемым землям.

Разрешить в 2020 году осуществлять за пределами Кыргызской Республики прямую реализацию золотосодержащей руды и концентрата.

Оказать содействие в успешном завершении работы образованной распоряжением Правительства КР от 22 ноября 2019 года Межведомственной комиссии по изучению ситуации, сложившейся на участке «Бучук» месторождения «Солтон-Сары».

Способствовать импорту необходимых комплектующих, сырья, оборудования и техники для отечественных производственных предприятий, а также в экспорте их продукции в сопредельные и другие государства.

Оказать содействие горнодобывающим предприятиям со стороны Министерства здравоохранения КР в тестировании, диагностике сотрудников вахты во избежание случаев инфицирования.

Обеспечить беспрепятственное передвижение между регионами страны работников, предметов снабжения, техники и товаров производственных предприятий при соблюдении ими санитарно-эпидемиологических норм; обратить особое внимание на регулирование деятельности гражданских блок-постов в регионах страны.

В целях снижения финансовой нагрузки на геологоразведочные компании приостановить начисление платежей за удержание лицензий (ПУЛ) на период чрезвычайной ситуации в стране.

Пересмотреть обязательства горнодобывающих компаний по срокам строительных работ ввиду невозможности получения разрешительной документации в соответствующих государственных органах, приостановить обязательства по исполнению других положений лицензионных соглашений, выполнение которых затруднено в связи с кризисной ситуацией.

Рассмотреть возможность расширения перечня товаров, для которых предусмотрен упрощенный импорт/экспорт по «зеленому коридору» между странами ЕАЭС, включив в него товары, необходимые для крупных налогоплательщиков (производственных предприятий) КР.

Создать условия для привлечения инвестиций и освоения месторождений драгоценных, редкоземельных металлов и реализации других высокодоходных проектов в целях создания новых рабочих мест и получения дополнительных бюджетных платежей.
Телекоммуникации и банковская деятельность
Ускорить введение в законодательство поправок, позволяющих полноценное использование удаленной идентификации клиентов коммерческих банков в целях развития дистанционных банковских услуг.

Предусмотреть возможность использования современных технологий удаленной идентификации и верификации пользователей электронных кошельков, операторов платежных систем, в том числе вносящих платежи через мобильные приложения агентов, в целях развития дистанционных услуг и увеличения объемов безналичных платежей.

Предусмотреть освобождение от уплаты за услуги ОАО «РПО РМТР» за распространение теле- и радиосигнала отечественными юридическими лицами на территории страны с марта 2020 года до стабилизации кризисной ситуации.

Не применять штрафные санкции в отношении телерадиокомпаний за невыполнение обязательств согласно Закону КР «О телевидении и радиовещании» по обеспечению не менее 50% эфира программами отечественного производства и на государственном языке с марта 2020 года до стабилизации кризисной ситуации.
Поддержка отечественных авиакомпаний
Ускорить принятие мер поддержки отечественных авиакомпаний (в том числе освобождение от НДС на импорт при временном ввозе воздушных судов, двигателей и запасных частей для гражданской авиации).

Обоснование: в период чрезвычайной ситуации особую важность приобретает наличие работоспособной местной гражданской авиации – отечественных авиакомпаний. Это важно с точки зрения оперативной эвакуации граждан из отдельных регионов, возвращения соотечественников на родину, доставки грузов, средств защиты и для решения многих других задач. Тем временем авиакомпании страны находятся в сложном положении не только в связи с текущим кризисом, который в первую очередь затронул авиасообщение, но и в связи с недостаточной поддержкой государства в течение последних нескольких лет.
Инвестиционный климат
Разработать и принять меры по оперативному привлечению инвестиций в высокодоходные и обладающие высоким потенциалом отрасли экономики (в том числе в объекты креативной экономики, горнодобывающую отрасль и рынок финансовых, инвестиционных услуг), рассмотреть возможность предоставления преференций для новых предприятий в этих сферах и снятия законодательных барьеров, оказывать им постоянное содействие в решении бюрократических вопросов.

Провести работу по урегулированию существующих международных арбитражных разбирательств между инвесторами и КР, дальнейшему продолжению работы по реализации инвестиционных проектов, которые выступали предметами спора. Это позволит повысить доверие инвесторов к КР и привлечь инвестиции в высокодоходные для бюджета отрасли экономики (горнодобывающую отрасль, телекоммуникации). По официальным данным, в настоящее время на рассмотрении различных арбитражных институтов находится 8 таких дел на общую сумму более чем в 600 миллионов долларов США.

Ограничить проведение проверок со стороны правоохранительных и фискальных государственных органов в отношении субъектов предпринимательства. Внести соответствующие поправки в постановление Правительства КР «О введении временного запрета (моратория) на проведение проверок субъектов предпринимательства» от 17 декабря 2018 года № 586.

Ввести ограничения на принятие проектов нормативных актов, устанавливающих новые обязательства для субъектов предпринимательства или ухудшающих их финансово-экономическое положение – поскольку, кроме необходимости принятия антикризисных мер, деловому сообществу, к сожалению, даже в такое время приходится реагировать на законодательные инициативы, которые могут осложнить и без того непростое положение бизнеса.

В настоящее время среди таких инициатив находятся на рассмотрении:

- в Жогорку Кенеше КР – законопроект, предусматривающий введение такой «меры ответственности» как изъятие в полном объёме дохода от монопольной деятельности в случае нарушения антимонопольного законодательства (проект закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты», рег.№ 6-5955/20 от 20.03.2020 г);

- в Правительстве КР – проекты постановлений, предусматривающих введение временных запретов (моратории) с 01 апреля 2020 года по 31 декабря 2021 года на отчуждение лицензии на деятельность по использованию радиочастотного спектра и на продление срока действия такой лицензии; отказ в продлении лицензии, выданной ранее без проведения аукциона, и реализации радиочастот с аукциона; введение оплаты в 6-кратном размере от стартовой цены коммерчески привлекательных полос радиочастот при изменении технологии в пределах другой радиослужбы в выделенной полосе (проекты постановлений Правительства КР «О внесении изменений в ППКР «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по использованию радиочастотного спектра» от 17 ноября 2017 года №754»;

- в Жогорку Кенеше КР – законопроект, предусматривающий новые обязательства и требования в отношении реализации табачной продукции, что повлечет существенные финансовые затраты со стороны в том числе субъектов розничной торговли на приобретение нового дополнительного оборудования (проект закона «О защите здоровья граждан КР от последствий табака и воздействия окружающего табачного дыма (аэрозоля)», рег.№6-1121/19 от 22.01.2019).

Ограничить меры пресечения, связанные с заключением под стражу, в отношении представителей субъектов предпринимательства.

Рассмотреть возможность реализации пакета мер, разработанных Международным деловым советом в целях совершенствования защиты прав субъектов предпринимательства, в том числе в части регулирования порядка регистрации сообщений об экономических преступлениях, гармонизации УК и НК и других вопросов.

Разработать и принять законодательные основы для работы института частных судебных исполнителей в целях снижения нагрузки на государство, ускорения процедур исполнения судебных решений и создания конкуренции на рынке.
нажмите значок плюса (+) в нужном блоке, чтобы увидеть его содержимое
В части поддержки микро- и малого бизнеса Совет предлагает правительству рассмотреть возможность освобождения полностью или частично от налогов на срок до шести месяцев.

«Это мировой опыт. Не только развитые, но и развивающиеся страны сегодня предоставляют освобождение от уплаты налогов отдельных видов для микро- и малого бизнеса. Речь идет о наиболее незащищенных и пострадавших сферах бизнеса. Это, к примеру, сфера услуг, торговля непродовольственными товарами, гостиничный и ресторанный бизнес и так далее. Весь микробизнес работает на патентах, и если на шесть месяцев сделать для них нулевую ставку по патенту, госбюджет от этого потеряет менее 1% дохода», – отметил исполнительный директор Международного делового совета Аскар Сыдыков.
Авторы: Бермет Джаныкулова, Бекболот Касаболотов,
Жибек Кенжебекова, Ильяна Жедигерова

Редактор: Толкунбек Турдубаев

Иллюстрации: Вера Андрианова


Этот материал подготовлен при поддержке проекта «Медиа-К» Интерньюс в Кыргызстане, финансируемого USAID в КР и некоммерческой организацией FHI360. Мнения, выраженные здесь, не обязательно отражают позицию Интерньюс в КР и его партнеров. Материал публикуется на основании открытой лицензии СС BY (ссылка на авторов обязательна)
Made on
Tilda