Открытое обращение Правительству Кыргызской Республики

Кыргызстан, как и весь мир, столкнулся с огромными вызовами, связанными с пандемией коронавируса, которые повлекли беспрецедентное количество смертей. Распространение заболевания среди населения страны увеличивается с каждым днем

Так, на 28 июля официально зарегистрировано 548 новых случаев заражения коронавирусом и 28 смерти, а за весь период с начала пандемии число случаев заражения составило 33 844 человек и 1 329 человек умерло. Но это только официальная статистика зараженных, которая охватывает лишь тех, кому удалось сдать анализ.

В стране полтора месяца действовал режим чрезвычайного положения с ограничением передвижения и комендантским часом в ночное время. В других странах это время использовалось не только для смягчения удара от коронавирусной инфекции, но и для подготовки к худшим сценариям. Строили больницы, проводили массовое тестирование, закупали необходимое медицинское оборудование и препараты.

Сложившаяся в Кыргызстане ситуация показывает, что в нашей стране не были предприняты необходимые меры по смягчению воздействия пандемии. На сегодняшний день, система здравоохранения Кыргызстана находится на грани коллапса, существует острая потребность в медицинских учреждениях, оснащенных необходимым оборудованием, лекарствами, средствами защиты.

Согласно моделированию прогноза по ситуации с COVID-19, команды кыргызстанских исследователей и ученых из Оксфордского университета, говорит о том, что в Кыргызстане эпидемия развивается по самому худшему сценарию и прогнозируется дальнейшая отрицательная динамика.  По мнению экспертов, эпидемия набирает такой масштаб, когда контроль скорости развития и снижение смертности является приоритетом.

Благодаря сплоченности кыргызстанцев, помощи международных институтов и усилиям республиканского штаба, борьба с эпидемией продолжается, однако, потребности все еще высоки.

Важна подготовка к возможной очередной волне эпидемии коронавируса. Она может начаться осенью и хуже всего, если она будет идти совместно с сезонными «обычными» ОРВИ, подрывающими иммунитет человека.

Врачи столкнулись также и с тем, что несвоевременно получали надбавки, даже неизвестно, получили ли компенсации заразившиеся врачи. С такой же ситуацией столкнулись сотрудники милиции, другие госслужащие были вынуждены работать удаленно, что также отразилось на их заработной плате.

За все эти 4 месяца со времени объявления чрезвычайной ситуации Кыргызстан запросил больше полумиллиарда долларов внешней помощи, из которых 74% предоставляются в кредит. Более того, большинство средств было направлено на поддержание бюджета, а не напрямую на борьбу с COVID-19. Тем не менее, проводились государственные закупки средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств, аппаратов искусственной вентиляции легких и прочих необходимых вещей.

Однако сегодняшнее развитие событий и всплеск заболеваемости, особенно среди врачей, а также отсутствие прозрачности расходования указанных средств указывает на то, что средства используются неэффективно. Врачи продолжают нуждаться в СИЗах, стационары начали открывать только после того, как мест в больницах не осталось, не хватает лекарств.

К сожалению, за эти четыре месяца кризиса мы стали также очевидцами того, как власти не просто не создали условий для граждан, вынужденных мобилизоваться в волонтерские движения, но и создавали препятствия, в частности в реализации платформы «Тирек».

Ошибочные действия властей запустили эффект домино и привели к краху и без того малоэффективной системы здравоохранения. Каждый день мы видим, как люди самостоятельно ищут лекарства, кислородные концентраторы, привозят их из-за рубежа, просят о помощи в поисках мест в больницах. По всей стране организовываются волонтеры, помогающие в спасении людей, обеспечивающие врачей и больницы жизненно-важными ресурсами — масками, перчатками, кислородом, и даже горячим питанием. Вместо новостей мы видим некрологи и чаще стали говорить слова соболезнования.

Кроме того, умышленно или нет в то же время, правительство за весь этот период не предоставило детальный отчет по расходам средств, полученных от международных доноров, продолжает утверждать о достаточности СИЗов, не следует своим же рекомендациям о санитарных нормах, подрывая тем самым доверие у простого народа, перекладывает вину за увеличение случаев заражений на граждан, не признавая своих ошибок.

В связи с вышеизложенным, мы обращаемся с просьбой кардинально поменять свои подходы к использованию средств для борьбы с коронавирусом, в частности — к прозрачности в формировании и коммуникации потребностей для обеспечения врачей и больниц, проведения закупок и исполнения контрактов.

Мы призываем:

1) На постоянной основе информировать общественность об обеспеченности системы здравоохранения необходимыми материальными ресурсами и сформированной потребности для постоянного пополнения запасов.

Мы хотим понимать где и сколько у нас есть аппаратов искусственной вентиляции лёгких, сколько закуплено и планируется закупить, сколько должно быть поставлено.

Мы должны знать сколько, куда и когда будут поставлены средства индивидуальной защиты в каждую больницу — врачи должны быть защищены в первую очередь. Это поможет и с координацией донорской и волонтерской помощи.

Открытость и доступность данных об оснащенности медицинских учреждений, а также о наличии лекарственных средств в аптеках может помочь уменьшить тревожные настроения в населении и остановить бездумную скупку лекарственных средств, которая на руку недобросовестным фармацевтическим компаниям с одной стороны, а с другой усиливает тревогу/панику в обществе.

2) Поменять подход к коммуникации с общественностью в части потребностей обеспечения сферы здравоохранения.

Платформа «Тирек» показала свою эффективность. Мы призываем власть возобновить работу с платформой для открытой публикации потребностей и планируемых поставок. Мы сможем информировать врачей и население о крайне необходимых ресурсах, скоординировать вышеназванную донорскую и волонтерскую помощь.

Координационная платформа Тирек, могла и должна была стать точкой координации, открытой коммуникации и построения доверия между властью и гражданами.

3) Обеспечить врачей и больницы всеми необходимыми ресурсами. Для этого необходимо провести соответствующие закупки. Ситуация на рынках во многом уже стабилизировалась. Процедуры закупок могут оставаться экстренными только в крайнем случае. При этом они должны быть максимально открытыми и эффективными.

4) Опубликовать детальный отчет о выделенных и потраченных средствах на борьбу с пандемией — как бюджетной, так и донорской помощи. Общество должно понимать сколько денег было потрачено и на какие нужды. Сколько и каких товаров, и услуг закуплено и поставлено.

5) Опубликовать детальный отчет о проведенных закупках и подписанных контрактах, с информацией о том, что, в каком количестве, по каким ценам, у кого и для кого было закуплено.

6) Провести аудит эффективности уже использованных средств. Любой украденный или неэффективно потраченный сом — это жизни людей. Для восстановления доверия и справедливости, должно быть проведено расследования таких расходований, а виновные должны быть привлечены к ответственности.

7) Предоставить общественности план правительства по выходу из сложившейся ситуации и разъяснить систему планирования и приоритизации расходов на закупки во время пандемии.

8) Создать при Правительстве Общественную Комиссию /Консультативный Совет, которая будет наделена полномочиями участвовать на заседаниях Правительства по обсуждению и принятию решений в отношение общественно – значимых проблем, в том числе COVID – 19.

9) Обеспечить доступность социальной и медицинской помощи для самых уязвимых и маргинализованных слоев населения, в том числе граждан с хроническими заболеваниями и инвалидностью.

 Пандемия коронавирусной инфекции и последовавший за ней экономический кризис еще сильнее обнажили неравенство в обществе. Мы просим Вас предпринять дополнительные меры социальной защиты, которые обеспечат беспрерывную помощь в течение кризиса для самых уязвимых граждан страны. Многие из них оказались без средств к существованию и даже без крыши над головой.

Ничто не может восстановить и построить доверие быстрее, чем прозрачность и открытость коммуникации между органами государственной власти и народом.

Давайте воспользуемся этим шансом и начнем восстанавливать доверие! Сделайте свои решения и действия открытыми и прозрачными.

Добавить комментарий

вход