Кыргызская Республика,
г. Бишкек
ул. Сыдыкова 187, офис 28
Автор: Бермет Джаныкулова
Фото: Kloop
«Чума» 2020 года COVID-19 прошлась катком по всему Кыргызстану, сметая все вокруг. Несмотря на заверения Правительства о готовности страны к приходу вируса, жертвы первой волны показали обратное. На самый пик по данным оперативного штаба, только за 1 день (23 июля 2020 г.) было зарегистрировано 967 заболевших и 46 летальных случаев от коронавируса. Эти цифры можно назвать анти-рекордными, что заставляет гражданское общество волноваться за готовность системы здравоохранения к ожидаемой второй волне.
По сообщению премьер-министра Кубатбека Боронова на брифинге 15 сентября 2020 года, со дня начала эпидемии на борьбу с COVID-19 из республиканского бюджета было выделено 5,4 млрд сомов, из них 5,2 млрд. уже потрачены. Эффективность этих трат была неоправданна при вспышке вируса летом, а вторая волна только впереди.
Партнерская группа Прецедент начала мониторинг госзакупок на борьбу с COVID-19 с августа 2020, где помимо сбора цифр, стояла задача проверить закупки на стандарты прозрачности и требования законодательства. Это важно, так как именно соблюдение всех правил, дает нам гарантии, что та или иная закупка товара или услуги не является незаконным источником обогащения для ее участников и не наносит вреда государству.
В процессе мониторинга, мы нашли несколько распространенных случаев нарушения законодательства, но в этой статье мы напишем только об одном из них.
Если кратко описать процесс закупки, то мы видим следующую картину. Закупающая организация объявляет закупку, участники предлагают свою цену. Организация отбирает участника с лучшим ценовым предложением и качеством товара. Далее наступает важный этап — заключение договора между победителем тендера и закупающей организацией.
В договоре должно быть указано: кто, кому, за сколько, в какие сроки и что именно. Возможность видеть эти данные на официальном сайте государственных закупок один из показателей прозрачности, однако в реальности, мы наблюдаем отсутствие договоров практически на всех закупках. Сайт является единственным окном, через которое каждый может узнать, как тратятся его налоги, через процесс закупок.
Закон о государственных закупках обязывает закупающую организацию публиковать на сайте следующие сведения о заключенном с поставщиком договоре:
1) наименование и юридический адрес поставщика (подрядчика);
2) дата проведения конкурса;
3) предмет государственных закупок;
4) цена за единицу товара в национальной валюте;
5) общая сумма государственных закупок по договору.
Однако при использовании сайта, найти договор к той или иной закупке практически невозможно. Если рассматривать профиль самого объявления, то почти в каждой закупке отсутствует договор. И если мы не видим договор, то это ставит под сомнение прозрачность самой закупки:
На сайте имеется отдельный раздел «Договора».
Однако ни один из этих разделов не поможет пользователю сайта найти договор нужного ему объявления.
Раздел «Все договора» является всего лишь таблицей с краткой информацией и не содержит никаких ссылок на сами договора. А поисковая строка не работает.
Подраздел «Договора по Централизованным закупкам» представляет собой список, в каждой карточке закупки содержатся основные данные, но чаще всего не прикреплен файл с самим договором. Поиск возможен только по номерам Договора, по наименованию Поставщика, а также имеются поля поиска «Дата начала» и «Дата завершения». По этим критериям весьма затруднительно найти данные нужной нам закупки, а если даже найти, то как отмечалось выше — договора не загружены.
Следующий подраздел «Договоры по методу прямого заключения договора не требующие публикации объявления» как и предыдущий подраздел не имеет загружаемых договоров.
Закон о закупках позволяет не размещать на сайте объявления даже после заключения договора если закупка осуществляется методом прямого заключения договора в случаях:
приобретения товаров, работ и услуг в условиях чрезвычайных ситуаций, форс-мажорных обстоятельств, срочного медицинского вмешательства;
приобретения товаров, работ и услуг для обеспечения охраны, и безопасности Президента, Торага ЖК, Премьер-министра, мероприятия с их участием, закупки, связанные иностранными делегациями, дипломатическими протоколами;
обеспечения национальной обороны и национальной безопасности;
приобретения товаров, работ и услуг до 3 процентов от минимальной пороговой суммы в течение года по каждой статье расходов.
Однако это норма не освобождает закупающую организацию от публикации договора на сайте.
В те редкие случаи, когда закупающая организация публикует договор, этот договор является всего лишь шаблоном, то есть никакой юридической силы без указания сторон, сумм и подписей он не имеет. А это значит, что остается только гадать, о чем договорились стороны.
Каждый гражданин, предприниматель платит налоги. Государство аккумулирует эти средства и по своей природе является всего лишь распределителем этих средств для общего блага. Поэтому к деньгам «государственным» не стоит относится как к чужому. Это деньги каждого, которые были собраны и должны быть израсходованы в целях блага общего. Поэтому важно следить и знать куда и как их тратят. Если люди начнут требовать больше информации по закупкам, то и государственные органы будут вынуждены удовлетворять такие требования. Только постоянным вниманием у нас есть возможность создать положительные изменения в сфере государственных закупок.
Автор: Бекболот Касаболотов Иллюстрация: Кадыр Батырканов ОО «Партнерская группа «Прецедент» провела небольшое исследование по соблюдению государственными органами и органами местного самоуправления законодательства о доступе к информации […]
Автор: Бекболот Касаболотов Фото: Pixabay В предыдущем материале мы рассмотрели ответственность за нарушения в государственных закупках по новому кодексу о правонарушениях, теперь поговорим об уголовной ответственности […]