Что мы делаем не так… Фэйлы в государственных закупках. Часть 2

Автор: Бермет Джаныкулова

Несмотря на то, что в Кыргызстане очень неожиданно и быстро сменилась власть, мы продолжаем тему государственных закупок. Часть 1 доступная по следующей ссылке.

При анализе закупок, связанных с COVID-19, и при определении стоимости того или иного предмета, нами было обнаружено следующее нарушение на официальном сайте государственных закупок.

Закупающие организации нередко объединяют предметы в один лот.


В данной закупке антисептические средства и перчатки объединили в один лот. Почему это недопустимо?

Во-первых, из-за такого объединения нельзя понять, сколько закупающая организация хочет потратить на 1 единицу товара. Известно только, что им требуется 250 пар перчаток и 20 литров антисептика, а сколько организация готова отдать за 1 литр антисептика и 1 пару перчаток — неизвестно. Это дает возможность манипулирования ценами.

Во-вторых, это прямое ограничение конкуренции между участниками закупки — предпринимателями, желающих поставить услуги, товары. 

Представим существует компания «А», у которой есть только перчатки, но нет антисептика, и наоборот у компании «Б» имеется антисептик, но нет перчаток. Обе эти организации участвовать в этой закупке не могут, так как из-за объединения предметов в один лот им необходимо иметь в наличии и первое, и второе.  На таком простом примере, может показаться несущественным, но, когда дело касается закупок на миллионы сомов, а предметы, которые решили скинуть в один лот исчисляются десятками, это дает основание полагать, что возможно закупающая организация уже имеет потенциального победителя, и таким образом пытается сузить круг участников. Иногда объединение предметов в один лот происходит из-за простого незнания сотрудником закупающей организации или его лени. 

Если обратиться к законодательству, то в ч. 2-1 статьи 14 закона «О государственных закупках» установлено: 

«При разработке конкурсной документации закупающая организация может разделить однократно закупаемые объем, количество однородных (однотипных) товаров (работ, услуг) на два и более лота, обеспечивающих максимальную конкуренцию…».

Дополнительно в стандартных конкурсных документациях на закупки, отмечается:

«При составлении конкурсных документов учесть:

— избегать укрупнения лотов;

— не объединять в один лот, предметы закупок, входящие в различные группы».

Таким образом, само законодательство в сфере закупок не разрешает объединять предметы в один лот. Ниже приводим пример правильно оформленной закупки:

Соблюдение таких правил, очень важно для всего процесса закупки. Обеспечение максимальной конкуренции, прозрачность цен предметов закупок, отсутствие дискриминации — это лишь малая часть того, что затрагивается вышеописанным нарушением.

В свете недавней публикации рейтинга бюджетной прозрачности от Международного бюджетного партнерства, где Кыргызстан получил 63 баллов из 100, улучшение процесса государственных закупок является важным шагом для государства. 

Добавить комментарий

вход