«Удобный» метод закупок

Автор: Бекболот Касаболотов

Иллюстративное фото: Pixabay

Наибольшее число государственных закупок за первый квартал было проведено методом прямого заключения договора. Об этом свидетельствует данные портала государственных закупок в разрезе методов государственных закупок.

Так, за период с 1 января текущего года по 29 марта включительно методом прямого заключения договора было проведено 6881 закупок. На втором месте идет упрощенный метод с 6747 закупками и замыкает тройку лидеров одноэтапный метод с 3137 закупок.

При этом данные портала государственных закупок наглядно могут показать, на основании чего проводились закупки методом прямого заключения договора.

Закон «О государственных закупках» предусматривает 23 случая, когда закупающая организация может самостоятельно провести закупки методом прямого заключения. Но за указанный период наиболее часто встречаются лишь часть из них. В частности, данные указывают на то, что при проведении тендеров закупщики чаще ссылались на следующие случаи:

 — приобретения товаров, работ и услуг по каждой статье расходов в течение года до минимальной пороговой суммы, независимо от заложенной суммы в статье расходов на финансовый год. При этом стоимость неделимого предмета закупок не должна превышать минимальную пороговую сумму;

 — закупки товаров у предприятий и учреждений (пенитенциарной) уголовно-исполнительной системы;

 — возникновения срочной необходимости в проведении закупок ежедневно потребляемых товаров в связи с обстоятельствами, которые не предвидела закупающая организация, при условии обязательного объявления конкурса в течение месяца со дня возникновения указанных обстоятельств.

Выявлены случаи, когда органы местного самоуправления прибегали к прямому методу, ссылаясь на утратившую силу норму закона, позволявшей проводить закупки товаров, работ и услуг органами местного самоуправления для обеспечения своей деятельности до одного миллиона сомов в течение одного года.

К сожалению, данные портала госзакупок раскрывает не все случаи, так как в большой части этих закупок вместо обоснования конкретным пунктом закона, закупающие организации ограничились указанием лишь наименования закона или статьи без ссылки на конкретный пункт.

Тем не менее, они достаточны для того, чтобы признать, что основания проведения закупок методом прямого заключения договора в указанных случаях неоправданно ограничивает конкуренцию среди поставщиков, может прикрывать неэффективный подход к планированию госзакупок и является «удобным» инструментом закупщиков при проведении срочных закупок. При таких обстоятельствах необходимо сокращать перечень основания для проведения закупок таким методом. Однако правительство пошло усиление действующих оснований. Подробности читайте в наших следующих материалах.

 

Добавить комментарий

вход