Автор: Бекболот Касаболотов

Иллюстрация: Алина Печенкина

29 июля 2021 года Жогорку Кенешем приняты поправки в закон «О государственных закупках», которым изменились правила закупок для хозяйственных обществ, в уставном капитале которых 50 и более процентов акций принадлежат государству, в том числе их дочерних предприятий, а также государственных и муниципальных предприятий (далее – госпредприятия).

Ранее госпредприятия подчинялись общим требованиям закона «О государственных закупках». Единственным отличительным требованием от других закупающих организаций было то, что для них предусматривались специальные сроки. Принятые поправки исключают эти сроки и предусматривают специальный порядок закупок для таких организаций. И самое интересное в этом порядке – это введение конкурса с ограниченным участием. Поправки устанавливают, что госпредприятия могут провести конкурс с ограниченным участием в следующих случаях:

1) если закупка является конфиденциальной;

2) если закупаемые товары, работы или услуги, которые в силу уровня технической сложности или специализированного характера имеются в наличии только у ограниченного круга поставщиков (подрядчиков);

3) если закупаемые товары необходимы для решения оперативных производственных целей, и сумма приобретения таких товаров составляет до 3 процентов от 5 000 000 сомов в течение одного месяца по каждой статье расходов.

Для участия в конкурсе с ограниченным участием госпредприятия приглашают не менее двух поставщиков, чтобы создать конкуренцию. При этом объявление о проведении конкурса с ограниченным участием не публикуется на портале государственных закупок.

Закупающая организация направляет приглашение на участие в конкурсе с ограниченным участием и конкурсную документацию к такой закупке определенному ею кругу участников в электронной форме на официальные электронные адреса таких участников в один и тот же день. Но как госпредприятия будут определять, кого из поставщиков приглашать, не говорится.

Другой же угрозой является введение конфиденциальных закупок. Так, закупающая организация вправе определить закупку конфиденциальной, когда приобретаются товары, работы и услуги:

1) в области военной, экономической, научно-технической, внешнеэкономической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной деятельности, при осуществлении которой требуется защита государственных секретов, а также в области оперативно-розыскной деятельности;

2) предназначенные для обеспечения деятельности закупающей организации или основных технологических, производственных процессов, влияющих на конкурентоспособность закупающей организации или имеющих стратегическое значение для ее развития;

3) являющиеся коммерческой тайной или если для закупки товаров, работ, услуг в конкурсной документации закупающая организация указывает сведения, являющиеся коммерческой тайной.

Дело в том, что в законе «О защите государственных секретов» понятие государственных секретов настолько размыто [1], что по сути можно засекретить любую закупку.

При таком подходе законодателя к прозрачности государственных закупок возникают обоснованные сомнения в стремлении обеспечить ту самую прозрачность, о которой так много говорят лица, принимающие решение.

Представьте, только за 2020 года 42 акционерах общества с госдолей заключили договора по государственным закупкам на сумму более 5,6 млрд. сомов, а 43 госпредприятия на более чем в 3 млрд. сомов. Эти все закупки проводились при полной прозрачности, когда закупки вывешиваются на портал государственных закупок и конкурс является открытым для всех поставщиков.

Но теперь они смогут проводить закупки с ограниченным участием, не публиковать закупку на портале, определять поставщика в своих кулуарах, создавать видимость конкуренции, ведь для этого им достаточно всего двух поставщиков.

Более того, госпредприятия для своих закупок определили свои, особые принципы, такие как:

— справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, недопустимости установления к участникам закупки неизмеряемых требований;

— разумности сроков этапов процедур закупок;

— эффективности закупок;

— обеспечения защиты сведений, составляющих коммерческую тайну.

Но на сколько закупки с ограниченным участием, без его опубликования на портале вяжутся с этими принципами? При этом сам закона «О государственных закупках» основывается на таких принципах как:

— публичности, открытости, законности и беспристрастности в отношении поставщиков (подрядчиков);

— расширения участия и развития конкуренции между поставщиками (подрядчиками) в процессе осуществления закупок;

— создания равных и справедливых условий для поставщиков (подрядчиков) при осуществлении государственных закупок.

Остается лишь надеется, что законодатели одумаются, хотя…


[1] информация, хранящаяся и перемещаемая любыми видами носителей, затрагивающая обороноспособность, безопасность, экономические, научно-технические и политические интересы Кыргызской Республики, подконтрольная государству и ограничиваемая специальными перечнями и правилами, разработанными в соответствии с законом «О защите государственных секретов» и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики

Добавить комментарий

вход