Предлагают новые правила в системе государственных закупок

Автор: Эдил Эралиев

Фото: Pixabay

Министерство экономики и финансов предлагает проводить госзакупки через – электронные торговые площадки, а нынешний портал государственных закупок станет информационно-аналитической базой, но какая информация будет там содержаться, неизвестно.

Важно понимать, что инициатива МЭФ направленна на то, чтобы вся информации о проводимых закупках, таких как, план закупок, протокол вскрытия, протокол процедур закупок и итоги (договора) о закупках будут размещаться только на электронных площадках, и последние будут обеспечивать конфиденциальность данных поставщиков и закупающих организаций. Тогда о какой прозрачности государственных закупок идет речь?

Более того, предлагается, что обжалование итогов закупки на торговых площадках станет платной и это не самое печальное. Комиссия, которая должна будет рассмотреть жалобу поставщика и принять по нему решение не сможет получить доступ к конкурсной документации. Так как инициаторы предлагаю открывать доступ к конкурсным документам членам комиссии только если жалоба поставщика обоснованная, но как комиссия определит, что жалоба обоснованная, не изучив конкурсную документацию? Или решать обоснованная жалоба поставщика или нет, будет оператор торговой площадки? Парадокс, не правда ли?

Самое удивительно, что размещение объявлений о госзакупках на торговых площадках для закупающих организаций будет бесплатной. Не совсем ясно, в чем смысл торговых площадок, размещать объявления о госзакупках бесплатно? Неужели, они будут это делать из патриотических целей, ради национального интереса?

Также не совсем ясно, на какие средства будет проходить интеграция торговых площадок с веб-порталом государственных закупок, кто будет покрывать расходы на приобретение дополнительных серверных мощностей для обеспечения надлежащей работы веб-сервисов? Неужели и эти расходы возьмут на себя торговые площадки?

Еще одним изменением является то, что метод закупки на понижение цены предлагают заменить на онлайн-аукцион. К сожалению, не совсем ясно, каким образом будет работать данный метод, в справке-обосновании говорится, что онлайн-аукцион может быть проведен как на торговой площадке, так и через портал госзакупок в режиме реального времени с пошаговым снижением начальной цены. При этом проект закона исключает портал госзакупок как площадку для проведения онлайн-аукциона.

Инициаторы законопроекта в справке-обосновании пишут, что предлагаемые изменения направлены на обеспечение соблюдения цели и принципов закона о госзакупках. Тогда как основными принципами закона является:

— публичность, открытость, законность и беспристрастность в отношении поставщиков (подрядчиков);

— расширение участия и развитие конкуренции между поставщиками (подрядчиками) в процессе осуществления закупок;

— создания равных и справедливых условий для поставщиков (подрядчиков) при осуществлении государственных закупок.

Возможно, у авторов закона другие цели и принципы…

Если серьезно, то перевод всех закупок на электронные торговые площадки может привести к серьезным коррупционным последствиям, это ограничит мониторинг открытости закупок, развитие конкуренции. Ниже возможные риски, в том числе коррупционные:

— нарушение конфиденциальности информации по закупкам;

— информационная безопасность в целом, возможность досрочного просмотра ценовых предложений со стороны владельцев электронных площадок (сговор операторов и поставщиков) с возможной утечкой информации заинтересованным сторонам (конкурентам) за определенную оплату);

— отсутствие единой точки доступа к проводимым конкурсам. В свою очередь, это приведет к снижению конкуренции, что может увеличить стоимость приобретаемых товаров, работ и услуг;

— усложненность функций мониторинга и контроля за проводимыми конкурсами ввиду наличия нескольких, а то и десяток таких площадок;

— снижение открытости и прозрачности госзакупок, а соответственно, снижение доверия со стороны бизнеса и гражданского общества;

— затрудненность сбора и анализа данных о государственных закупках ввиду разделения электронной системы на несколько площадок, вероятность сбоев работы веб-сервисов для обмена информацией.

Если показывать на конкретном примере, то представьте из-за ограниченной конкуренции, отсутствия прозрачности многие закупающие организации будут пользоваться этим и цены на те же жизненно-важные лекарственные средства могут подняться в разы, вы все знаете, как в период пандемии цены завышались искусственно, тут может быть такая же ситуация, и не только с лекарствами, а со всеми закупками.

Идея развития частных торговых площадок, как отдельное направление бизнеса — это хорошее предложение, но почему для этого нужно передавать частным площадкам, сразу все госзакупки? Может для начала, хотя бы попробовать передать торговым площадкам онлайн-аукционы? В справке-обосновании говорится, что введение торговых площадок — это требование Евразийского экономического союза, но в документах ЕАЭС сказано, про развитие электронных закупок и аукционов, но там нет требований переводить все государственные закупки в частные торговые площадки.

Добавить комментарий

вход