Автор: Бекболот Касаболотов

Иллюстрация: Алина Печенкина

В эпоху развития цифровых технологий и повсеместного создания, обмена и распространения информационного контента в различных его формах и проявлениях естественно возникают проблемы определения достоверности информации. В таких условиях, понимая важность защиты населения от недостоверной информации, государства во всем мире предпринимают попытки урегулировать этот вопрос и смягчить последствия. Но как они это делают? Проявляя осторожность и сохраняя баланс между свободой доступа в интернет, свободой слова, выражения мнения и их ограничением? А как сделали у нас?

28 июля 2021 года Жогорку Кенеш принял Закон «О защите от недостоверной (ложной) информации». Инициатором закона была депутат Г.Асылбаева, которая ранее вносила на рассмотрение парламента законопроект «О манипулировании информацией». Однако, депутаты отклонили принятие проекта закона «О манипулировании информацией». Несмотря на нарушение Регламента и общественную критику инициатор повторно предложила на рассмотрение депутатам указанный проект закона «О защите от недостоверно (ложной) информации» аналогичного содержания менее чем через 6 месяцев как это предусмотрено Регламентом. 23 августа 2021 года Закон «О защите от недостоверной (ложной) информации» был подписан Президентом КР.

Общественная критика закона была обусловлена тем, что принятый закон не соответствовал цели его принятия. В изначальной версии целью было обеспечение прав и свобод граждан, юридических лиц и государства, и защита их от ложной или недостоверной информации, распространяемой в Интернет пространстве. Но из-за противоречивости определения недостоверной информации закон создает возможности избирательной правоприменительной практики, использования норм закона в целях необоснованного ограничения права на свободу слова и выражения мнений.

Закон предоставляет возможность каждому, кто считает, что в отношении него была распространена недостоверная (ложная) информация, порочащая его честь, достоинство и деловую репутацию, обратиться к владельцу сайта в сети Интернет или владельцу страницы сайта в сети Интернет с требованием о немедленном (в течение 24 часов с момента обращения) удалении со страницы или с сайта такой информации и размещении опровержения. Соответственно, закон обязывает владельцев сайтов и страниц устранять нарушения без судебного разбирательства, несмотря на то, что законодательством страны уже предусмотрены механизмы защиты прав лиц, полагающих, что опубликованная информация порочит их честь, достоинство и деловую репутацию. Если владельцы сайтов или страниц откажутся выполнять такие требования, то их действия могут обжаловать в порядке (пока еще не) определенном кабинетом министров, а работу сайта или страницы приостановить до двух месяцев без возможности создать новую страницу или сайт.

Кроме того, закон устанавливает обязанность провайдеров, владельцев сайтов и пунктов публичного доступа производить идентификацию абонентов. Сложно представить насколько это технически реализуемо, но даже если это представить, сложно представить, как сами абоненты на это дадут согласия, ведь Закону «Об информации персонального характера» идентификацию абонента можно отнести к работе с персональными данными, соответственно, необходимо будет получать согласия самих абонентов.

Само определение понятия недостоверной (ложной) информации вводит в заблуждение, поскольку наименование термина общее, а содержание определения сводится к условному случаю распространения информации несоответствующей действительности, порочащей честь, достоинство и деловую репутации другого лица.

На самом деле закон не защищает от реальных угроз распространения недостоверной информации, к коим можно отнести, например, фейк-ньюс или тролль-фермы.

Законом устанавливалось, что кабмин должен в течение 3 месяцев привести в соответствие свои решения, однако ничего не было сделано, но даже если правительство предпримет такие попытки вряд ли они будут направлены на реальную защиту прав и свобод граждан.

Добавить комментарий

вход