Автор: Бермет Джаныкулова

Иллюстрация: Алина Печенкина

Каждый день личные данные граждан собираются, передаются, обрабатываются и хранятся. Во всех этих процессах важно соблюдение законодательства в сфере персональных данных. С отсутствием согласия и неуведомлением столкнулся наш гражданин.

Александр Паленый, гражданский активист, отмечал нарушения прав потребителей со стороны сотового оператора О! и неоднократно писал обращения в государственные органы и самому оператору.

Однажды Александру позвонили с незнакомого номера по поводу письма от О! и попросили выйти. Активист думая, что это очередной ответ на его обращение вышел и обнаружил, что так и есть. Сотрудник местной курьерской службы, работающий по российской франшизе, отдал ему письмо и настоятельно попросил расписаться на их фирменном бланке для подтверждения получения.  Более того от него он узнал, что его персональные данные такие как ФИО и номер телефона прямо указывались на фирменном бланке курьерской службы.

Александру стало неприятно, что представители оператора без его согласия передали его персональные данные третьему лицу и на предполагаемое нарушение он написал заявление в местные правоохранительные органы.

1

Было ли нарушение со стороны сотового оператора О! в данной ситуации?

Вероятнее всего, точно может установить суд. Согласно Закону «Об информации персонального характера» сбор, обработка, хранения и иные действия с персональными данными производятся лишь с наличия письменного согласия человека.

Человек должен знать для чего собираются и используются его персональные данные, а сотовый оператор О! не имел права выходить за рамки заданных целей. Так, например, персональные данные собранные для начисления бонусов из анкет клиентов гипермаркета не могут быть использованы для иных целей, кроме как начисления бонусов. Если появилась новая цель, то и требуется отдельное согласие человека. Никому не будет приятно узнать, что любимый магазин передал ваше ФИО и номер телефона, к примеру, Орифлейму, представители которого начали назойливо звонить вам и предлагать купить набор косметики с огромной скидкой.

2

Имеются ли в законе о персональных данных исключения и подпадает ли случай передачи контактных данных курьерской службе под них?

Исключения есть, но не подпадает. Статья 24 закона о персональных данных разрешает не получать согласие, но только в случаях:

 — крайней необходимости для защиты интересов человека, персональные данные которого передаются;

— по запросу органов государственной власти, органов местного самоуправления, если запрашиваемый перечень персональных данных соответствует полномочиям запрашивающего органа;

— на основании законодательства Кыргызской Республики.

Закон обязывает государственные органы и компании информировать в любой форме людей при передаче их персональных данных третьей стороне в недельный срок. По словам Александра мобильный оператор не только не спросил его согласия, но и даже после передачи не уведомил его.

3

Это же просто обычная доставка!

Разве это серьезное дело писать заявления по такому пустяку?

Во-первых, это не пустяк, а нарушение законодательства. Во-вторых, к персональным данным нельзя относится легкомысленно, как минимум Александр не по своей воле попал в базу данных курьерской службы, которая возможно едина, что ставит вопрос уже о трансграничной передаче персональных данных, и ему может прилететь потенциальный многочисленный спам. Это может повлиять на его безопасность и привести к определенным рискам, в том числе мошеннического характера. В ситуации, когда нет контроля над собственными персональными данными, последствия могут быть необратимыми и опасными. 

Добавить комментарий

вход