Новые кодексы и доступ к ним: (не)оригинальный ответ Генеральной прокуратуры

Автор: Бермет Джаныкулова

Иллюстрация: Алина Печенкина

Доступ к информации один из важнейших прав граждан и такое право особенно играет большую роль в законотворческом процессе. В большинстве стран мира как и в Кыргызстане такое право закреплено законодательно и на конституционном уровне, а также обязывает государственные органы давать гражданам реализовывать его в полной мере. С проблемой доступа столкнулась Партнерская группа “Прецедент”, о чем более подробно в материале ниже.

16 ноября 2021 года на официальном сайте Президента Кыргызской Республики вышла новость, что Уголовный кодекс, Кодекс о правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс и закон о введение в действие уголовных кодексов были подписаны Президентом еще 28 октября 2021 года.

Инициатором новых кодексов была Генеральная прокуратура. Партнерская группа “Прецедент” ранее запрашивала тексты доработанных кодексов, направленных на подпись президенту. На протяжении всего законодательного процесса общественность не в полной мере смогла реализовать свое право на участие, государственные органы очень неохотно взаимодействовали с гражданами и спешили ускорить процесс.

Генеральная прокуратура отказала в предоставлении текстов,  мотивировав следующим:

“В настоящее время запрашиваемые Вами Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс о правонарушениях после доработки Жогорку Кенешем Кыргызской Республики направлены Президенту Кыргызской Республики, в связи с чем, представить окончательные варианты не представляется возможным.”

Рассмотрим эту ситуацию через призму Закона о доступе к информации. Данный закон обязывает все государственные органы и органы местного самоуправления предоставлять по запросу граждан информацию, находящуюся в их ведении.

Отказать в предоставлении информации государственные органы могут, если доступ к запрашиваемым сведениям ограничен законом, если неправильно составлен запрос (не содержит важных данных, указанных в Законе о доступе такие как ФИО, контакты и т.д.) или если запрос уже рассматривается центральным или подведомственным органом равно как и если орган не обладает такой информацией.

Однако в этом случае отказ Генеральной прокуратуры не подпадает ни под перечень информации с ограниченным доступом и уж тем более нельзя утверждать, что она не обладает последними проектами кодексов. В настоящее время можно быть уверенным в том, что тексты документов набирались на электронных устройствах и передавались на электронных носителях, что дает возможность иметь множество копий. Но в случае с Генеральной прокуратурой, по ее ответу можно судить, что тексты кодексов набирались вручную на печатной машинке и имеются в тех единственных экземплярах, что и были переданы на подпись Президенту.

Без сомнения такой отказ государственного органа нарушает Закон о доступе и является очередным примером несоблюдения прав граждан в Кыргызской Республике.

Добавить комментарий

вход