Автор: Бермет Джаныкулова

Фото: Pixabay

Законы в реальном мире действуют также и на пространство виртуальное, о чем многие пользователи забывают и теряют бдительность. Законодательство не поспевает за технологиями и иногда не содержит прямого указания на действие в режиме онлайн. Однако на практике, в том числе судебной, широко применяется.  

Например, при заключении договоров в простой письменной форме, которая в классическом понимании является бумага с текстом и физической подписью сторон, письменной формой может признаваться обмен сканами договора с подписями сторон с некоторыми нюансами.

Невинное скачивание игр, фильмов из пиратских сайтов может закончится гражданскими исками о нарушении прав на интеллектуальную собственность и даже уголовным делом (ст. 199 УК КР).

Комментарий в фейсбуке на тему “понаехали” отечественными правоохранительными органами может расцениваться как преступление со сроком от 2-х до 10 лет (ст. 313 УК КР).

Попытка проучить бывшую рассылкой её интимных фотографий приведет к уголовной ответственности за нарушение неприкосновенности частной жизни и за нарушение тайны переписки.

Из позитивного пока в Кыргызстане работодатели не могут уволить своих сотрудников через мессенджеры, послав им сообщение. Это не позволяет Трудовой кодекс и четкие нормы, указывающие на наличие подписи работника. Но в Италии уже есть прецедент в лице окружного суда города Катания, где судья решил, что “прекращение трудовых отношений по WhatsApp является «современной формой сообщения об увольнении в электронном виде». Также сотрудник может быть уволен через соцсеть.”

В прошлых публикациях мы подробно раскрыли тему ответственности за лайки, репосты и публикации в соцсетях. Дисклеймер: да, за это можно сесть.

Так в чем же главные проблемы применения законодательства физического пространства, где есть такие понятия как время, место, гражданство и физические объекты, откуда и решается вопрос применения юрисдикции на интернет?

  1. Нет единого понятия Интернета. Нельзя точно сказать, где он начинается, а где заканчивается, а отсутствие дефиниции приводит к проблемам при разрешении споров и даже при рассмотрении уголовных дел.
  2. Интернет трансграничен, к нему едва ли применимы классические понятия государственных границ.
  3. Действия совершенные в Интернете, по факту “совершаются” компьютерами, смартфонами и иными девайсами. Не вы ставите лайк, а ваше устройство направляет запросы на сервера Фейсбука, а те в свою очередь вносят изменения в данные, которые на дисплее отображаются в виде пальца вверх. То есть физически человек не может взаимодействовать с этим пространством напрямую. Из-за этого при рассмотрении дел следует делать акцент не на “Персона А поставила лайк под фашистским лозунгом”, а “Использовала ли Персона А в такой-то час устройство Б, с которого был поставлен лайк под фашистским лозунгом, на территории государства В и насколько велика вероятность, что доступ к устройству был у других лиц или оно управлялось кем-то, имевшим несанкционированный доступ?”.

Добавить комментарий

вход