Депутат предлагает платить за грязный воздух

Иллюстративное фото: Pixabay 

Автор: Эдил Эралиев

Депутат парламента Экмат Байбакпаев вынес на общественное обсуждение проект постановления Жогорку Кенеша «О деятельности Правительства по сокращению загрязнений окружающей среды и атмосферного воздуха»

Так, парламентарий рекомендует Правительству:

1) установить плату за загрязнение атмосферного воздуха автомобильным транспортом, использующим в качестве горючего бензин и дизельное топливо;

2) увеличить уже существующие ставки платы за загрязнение окружающей среды;

3) разработать стратегию и план мероприятий по сокращению загрязнения атмосферного воздуха в республике;

4) провести мероприятия по внедрению современной государственной системы наблюдения и контроля над состоянием природной среды, в том числе государственной системы наблюдения атмосферного воздуха;

5) разработать и внедрить действенные механизмы по переходу в республике к использованию владельцами автотранспорта газового топлива и электромобилей, а также провести эффективные мероприятия по повышению качества используемых автотранспортом нефтепродуктов.

В справке-обосновании депутат указывает на то, что в результате негативного воздействия на окружающую среду, в том числе из-за вредных выбросов автомобильным транспортом, состояние здоровья населения Кыргызстана ухудшилось. По данным Нацстаткома республики, в целом по стране в период с 2008 по 2017 годы (10 лет) число страдающих злокачественными заболеваниями возросло на 33%, болезнями органов дыхания — на 29%, а увеличение численности пациентов с болезнями системы кровообращения составило 53%.

Парламентарий отмечает, что Правительство не проводит эффективной и действенной работы по снижению уровня вредных выбросов в атмосферу от стационарных и передвижных источников загрязнения, в частности, не внедряются новые меры по сбору компенсационных платежей за загрязнение.

Отметим, что с 2015 года в республике действует постановление Правительства «Об утверждении ставок платы за загрязнение окружающей среды в Кыргызской Республике», в соответствии с которым размер платы за загрязнение окружающей среды составляет:

— за выбросы в атмосферу — 3,24 сома за приведенную тонну загрязняющих веществ;

— за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в окружающую среду — 10,5 сома за приведенную тонну загрязняющих веществ;

— за размещение отходов и горных отвалов в окружающей среде — 3,24 сома за приведенную тонну отходов и отвалов.

По данным Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве КР (ГАООСЛХ), общая сумма сборов, поступивших в республиканский Фонд охраны природы и развития лесной отрасли с 2015 г. по 2018 г. за загрязнение окружающей среды, составила 895 млн. сомов, или в среднем по 220 млн. сомов в год. Причём приблизительно 50% платы за загрязнение было собрано в г.Бишкек. Из общих сборов за указанный период в качестве платы за выбросы в атмосферу от стационарных и передвижных загрязняющих источников в фонд поступило около 580 млн. сомов (в среднем по 145 млн. сомов в год), или 70% от всех поступлений. Но при этом ГАООСЛХ в 2017 году направило на охрану атмосферного воздуха всего 10,7 млн. сомов.

Парламентарий рекомендует Правительству внести плату за загрязнение атмосферного воздуха автомобильным транспортом и установить для него экологический сбор за загрязнение в размере 0,5 сома (50 тыйынов) с каждого литра потребляемого топлива. По подсчетам инициатора, к примеру, если по республике машинами за год используется 1 миллион литров бензина и 0,7 млн. литров дизельного топлива, то при введении указанной платы за загрязнение воздуха в бюджет страны может поступать ежегодно 850 млн. сомов.

Депутат отмечает, что на сегодняшний день нет современной единой государственной системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды, и Правительство до сих пор не имеет стратегии по защите атмосферного воздуха от загрязнения, соответственно, нет и последовательных мероприятий. Правительство также не проводит реальную работу по улучшению качества нефтепродуктов, используемых автотранспортом. В этой обстановке дополнительные сборы могли бы поспособствовать улучшению состояния окружающей среды Кыргызстана, – резюмирует инициатор.

С текстом проекта постановления Жогорку Кенеша можете ознакомиться здесь.

Добавить комментарий

вход