Правительство Кыргызстана ранее официально и неоднократно признавало сам факт применения пыток, хотя и половинчато – утверждая при этом, что такие случаи единичны. В то же время официальные институты в определённой степени взаимодействуют в этом направлении с неправительственным сектором, в том числе специализированными неформальными объединениями и в целом с общественностью.
Как заверяет правительство, государство предприняло много позитивных шагов в решении проблемы пыток в стране – от ратификации международных договоров, позволяющих мировому сообществу рассматривать индивидуальные жалобы, до законодательства, запрещающего применение пыток, и принятия правительственных программ по их предупреждению, а также действенных прокурорских проверок.
Одной из существенных мер, на взгляд авторов, является учреждение национальных правозащитных институтов и предоставление общественности возможности проводить независимый мониторинг мест лишения и ограничения свободы.
Омбудсмен
Пост Омбудсмена был создан в 2002 году в рамках реализации Национальной программы по правам человека на 2002-2010 годы Законом об Акыйкатчы (Омбудсмене) Кыргызстана (Закон 2002 года).
Омбудсмен имеет широкий мандат, охватывающий все права, определенные национальным законодательством, а также международными договорами, участником которых является государство (статья 1 Закона 2002 года). Омбудсмен имеет очень широкий круг полномочий: он может посещать любое место ограничения свободы и любой государственный орган или частное лицо, встречаться с заключенными наедине (статья 8(10) Закона 2002 года), задавать вопросы любому государственному должностному лицу, иметь доступ к любой правительственной документации, обращаться в Верховный суд и его Конституционную палату и так далее. Омбудсмен может принимать и рассматривать жалобы от любого физического или юридического лица, если есть окончательное судебное или административное решение; заявления от содержащихся под стражей не должны подвергаться цензуре (статья 10 Закона 2002 года). Если Омбудсмен установит нарушение прав человека, то учреждение или должностное лицо, их допустившее, обязано предоставить ответ в течение 30 дней после получения решения Уполномоченного по правам человека (статья 10(17) Закона 2002 года). Никаких дополнительных критериев приемлемости жалоб, но и никаких других средств восстановления нарушенных прав не предусмотрено.
Национальный центр по предупреждению пыток
Кыргызская Республика ратифицировала Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания в 1997 году. Присоединившись в 2008 году к Факультативному протоколу к данной Конвенции, страна взяла на себя обязательство по учреждению национального превентивного механизма по борьбе с пытками и жестоким обращением. Спустя четыре года Законом Кыргызской Республики «О Национальном центре Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» от 12 июля 2012 года №104 указанное учреждение было образовано.
Национальный центр является частью двойной системы предупреждения, предусмотренной Факультативным протоколом на национальном уровне. Функцию предупреждения пыток на международном уровне осуществляет Подкомитет ООН по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Согласно статье 2 Факультативного протокола, Подкомитет по предупреждению пыток руководствуется в своей работе принципами конфиденциальности, беспристрастности, неизбирательности, универсальности и объективности.
Общественные наблюдательные советы
В соответствии с Указом Президента Кыргызстана переходного периода от 29 сентября 2010 года № 212, каждый орган исполнительной власти должен был создать общественный совет (ОС), состоящий из общественных деятелей, журналистов, правозащитников и других для консультаций и общественного контроля за формированием стратегий деятельности ведомств. Хотя их основная роль заключается не в проведении мониторинга и расследованиях нарушений прав человека, в положения и планы действий ОНС при Министерстве внутренних дел и Государственной службы исполнения наказаний на 2012 год было включено право посещения мест содержания под стражей, находящихся под управлением соответствующих органов.