Отрегулировать волонтерство в Кыргызстане

Автор фото: Илья Каримджанов

Автор текста: Фатима Якупбаева

Законопроект «О волонтерской деятельности» ранее инициировал депутат Жогорку Кенеша Канат Керезбеков. Документ опубликован ещё 17 апреля нынешнего года на сайте парламента www.kenesh.kg, но, думается, совсем не лишне разъяснить суть этого начинания

Парламентарий предлагает определить правовую базу волонтерства, в частности, придать юридический статус таким понятиям, как «волонтер», «волонтерская деятельность», «волонтерская организация» и т.д.

В общем, документ направлен на то, чтобы регулировать и стимулировать добровольчество в Кыргызстане.

Во-первых, предлагается установить требования к тому, кто признается волонтером исключительно на основании выраженного ими собственного желания: это только физические лица старше 18 лет. Те же, кто младше, могут официально стать добровольцами лишь с письменного согласия родителей.

Во-вторых, определяются исчерпывающие формы волонтерства. Это индивидуальная деятельность, в составе соответствующих групп и через организацию.

В-третьих, волонтеров предполагается наделить правами, которые будут гарантированы трудовым законодательством. А это, в свою очередь, означает, что им следует выплачивать вознаграждение — не меньше минимального размера оплаты труда, уплачивать за них налоги, социальные отчисления, пособия и так далее.

В-четвертых, в качестве волонтерской может выступать только некоммерческая организация.

Учитывая презумпцию платности трудовых отношений, волонтерская деятельность в зависимости от «планов» государственных органов может рассматриваться как трудовые отношения.

Это означает, что при этом возникают правовые и налоговые риски за неоформление волонтеров как работников и неуплату за них налогов и социальных отчислений. 

Возможен и другой сценарий: поскольку волонтеры не оформляются как штатные сотрудники, то бесплатные — для них — питание, спецодежда, возмещение расходов тоже подлежат обложению подоходным налогом — в размере 10 %. Ведь налоговые послабления по таким расходам допустимы только в отношении работников.

  1. Исключить противоречия норм проекта закона с трудовым и гражданским законодательством Кыргызской Республики. А именно указать, что волонтерство – это неоплачиваемая необязательная работа, и она не регулируется трудовым законодательством.
  2. Предусмотреть налоговые льготы для волонтерских организаций, при возмещении волонтерам расходов на питание, специальную одежду и другие сопутствующие расходы, связанные с волонтерством.
  3. Предусмотреть возможность и для коммерческих организаций выступать в качестве волонтерских.
  4. Дополнить проект закона нормами о международной волонтерской деятельности (этого в проекте закона нет вовсе), создании благоприятных условий для граждан, желающих заниматься волонтерством за границей, а иностранным гражданам – в Кыргызстане (например, путём увеличения срока пребывания на территории КР).
  5. Как государственный, кыргызский язык, так и русский, используемый в Кыргызской Республике в качестве официального, кроме всего прочего, предлагают богатый выбор слов и понятий, выражающих «добрую волю», «отсутствие принуждения» в ходе принятия решения об участии в каком-либо мероприятии или движении, а также указывающих на статус такого человека. Вот почему наряду с уже неоднократно упоминавшимися терминами «волонтер», «волонтерская деятельность», «волонтерская организация» целесообразно включить в текст законопроекта и предусмотреть равноценное употребление на кыргызском языке также понятий «ыктыярчы», «ыктыярдуу ишмердик», «ыктыярдуу уюм» (соответственно на русском — «доброволец», «добровольческая деятельность», «добровольческая организация») и всеми производными однокоренными словами – поскольку одни из них не противоречат другим и, более того, являются синонимами одних и тех же явлений и институтов.

Ознакомиться с правовой экспертизой законопроекта можно по ссылке.

Добавить комментарий

вход