Парламентские полномочия сохраняются, но их продление незаконно

Автор: Бекболот Касаболотов

Фото: Пресс-служба Жогорку Кенеша КР

28 октября 2020 года истек 5-летний срок деятельности Жогорку Кенеша, предусмотренный Конституцией. В то же время основной закон предусматривает, что со дня первого заседания Жогорку Кенеша полномочия прежнего созыва прекращаются. Такое положение озадачило не только юристов, но и все общество.

На первый взгляд имеется явное противоречие одной нормы Конституции с другой ее нормой. Казалось бы, вот же, ч.2 ст.70 Конституции:

«Жогорку Кенеш состоит из 120 депутатов, избираемых на 5 лет по пропорциональной системе», но нет, как бы не так, вот вам ч.3 ст.71 Конституции: «Со дня первого заседания Жогорку Кенеша полномочия Жогорку Кенеша прежнего созыва прекращаются».

А теперь давайте поразмышляем.

Почему вообще существует ограничение полномочий Жогорку Кенеша во времени?

Согласно Конституции, Кыргызстан является суверенным, демократическим, правовым, светским, унитарным, социальным государством. Конституция зиждется на принципах, составляющих основу конституционного устройства государства, без которых невозможно его построение.

Одним из таких принципов, создающих основу для построения демократического и правового государства являются принцип правовой определенности и принцип сменяемости власти. Последний реализован путем установления ограничения полномочий выборных должностей во времени (прим., ЖК – 5 лет, Президент – 6 лет) и ограничением возможности занимать должность по количеству раз (прим., одно и то же лицо не может быть избрано президентом дважды). Эти ограничения установлены в целях недопущения узурпации власти, предотвращения бесконтрольности власти, обеспечения свободных и конкурентных выборов.

Конституция устанавливает, что народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике. Народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления на основе Конституции и законов. Таким образом, сменяемость власти обеспечивается волеизъявлением народа на периодичных выборах.

Так почему же получилось так, что Конституция, устанавливая 5-летний срок деятельности парламента, допускает неопределенность в этом сроке через норму о начале и конце полномочий Жогорку Кенеша?

Конституция, закрепляя основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений и создавая правовую основу для принятия законов и других нормативных правовых актов, не предполагает определения всевозможных вариантов развития событий. Неопределенность в данном вопросе обусловлена множеством факторов, среди которых могут быть признание выборов несостоявшимися или недействительными, судебные тяжбы, а также заседание нового созыва парламента до истечения 5-летнего срока предыдущего.

И для обеспечения сменяемости и преемственности власти, а также в целях недопущения образования «вакуума власти», Конституция предусмотрела и такую норму.

Теперь же встает вопрос о полномочиях Жогорку Кенеша в период перехода власти от одного созыва к другому, какие полномочия осуществляет Жогорку Кенеш в этот период?

В соответствии с Конституцией Жогорку Кенеш Кыргызской Республики — является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий. Из этого следует, что на парламент возложены представительная, законодательная и контрольные функции, для осуществления которых статья 74 Конституции предусматривает исчерпывающий перечень полномочий, то есть ни больше ни меньше.

Конституция Кыргызской Республики, устанавливая основы формирования высших органов государственной власти и предоставляя полномочия каждой ветви государственной власти, содержит систему сдержек и противовесов, направленную на сохранения баланса во взаимоотношениях всех ветвей власти. Перекос полномочий в сторону уменьшения или увеличения полномочий Жогорку Кенеша может нарушить этот баланс. Следовательно, полномочия Жогорку Кенеша, предусмотренные в ст.74 Конституции, в период перехода власти от одного созыва к другому сохраняются в полном объеме. При этом депутаты должны осуществлять свои полномочия в строгом соответствии с принципом верховенства права и законности.

Другой вопрос состоит в том, что, имея такие властные полномочия, депутаты парламента совершили поступок, явно выходящий за пределы их полномочий, а именно продлили себе срок действия своих полномочий.

В этой связи необходимо отметить, что принятием конституционного закона, продлевающим полномочия Жогорку Кенеша, депутаты посягнули на незыблемые конституционные устои и пошли на вопиющие нарушения Конституции и законов Кыргызстана с целью удержать свои полномочия. Основной закон страны прямо предусматривает, что никакая часть народа, никакое объединение, никакое отдельное лицо не вправе присваивать власть в государстве.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Конституции Кыргызской Республики государство, его органы, органы местного самоуправления и их должностные лица не могут выходить за рамки полномочий, определенных Конституцией и законами.

В своем решении от 24 октября 2019 года Конституционная палата Верховного суда отмечает:

«Введение указанного запрета вызвано необходимостью четкого разграничения функциональных обязанностей органов государственной власти и их должностных лиц в зависимости от возлагаемых на них задач.

В соответствии с правовой позицией Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики, выраженной в Решении от 24 апреля 2019 года, смысл демократии и права предполагает создание таких условий, когда созидательная миссия права, его неразрывная связь с самим человеком, позволяют добиться действительно разумной правовой современной публичной власти, закрепляющей порядок ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Реализация указанного принципа не только защищает общество от произвола государственной власти, но и позволяет создать эффективную систему по организации ее деятельности.

Поэтому любые формы выхода за пределы установленной компетенции чреваты неправомерным присвоением властных полномочий с высоким риском концентрации власти в одних руках, что может привести к узурпации государственной власти.

Целью данной конституционной установки является защита общественных интересов от злоупотребления властными полномочиями со стороны субъектов публичной власти и исключение дискреционных полномочий, позволяющих органам государственной власти и их должностным лицам по своему усмотрению решать государственно-значимые задачи».

Поэтому в силу статьи 74 Конституции, содержащим исчерпывающий перечень полномочий парламента, в сочетании с частью 1 статьи 64, предусматривающий 5-летний срок парламента, продление полномочий Жогорку Кенеша противоречит Конституции.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции Precedentinfo.

Добавить комментарий

вход