Проблемы с доступом в парламент

Новостная служба «Precedentinfo» провела краткий анализ нормативно-правовых актов, предусматривающих доступ на заседания Жогорку Кенеша, и выявила проблемы, которые препятствует посещению заседаний парламента

Регулирование вопросов присутствия граждан на заседаниях комитетов, фракций, а также пленарных заседаний основывается на следующих нормативно-правовых актах.

  1.      Закона «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Закон)
  2.      Закон «О Регламенте Жогорку Кенеша» (далее – Регламент)
  3.      Положение о порядке присутствия граждан и представителей юридических лиц на открытых заседаниях Жогорку Кенеша и его органов» (далее – Положение)

Лицо, изъявившее желание присутствовать на заседании какой-либо фракции, комитета или на пленарном заседании, может столкнуться с нижеперечисленными проблемами.

Несвоевременное уведомление общественности о планируемых заседаниях

Закон устанавливает, что заседания государственных органов, за исключением закрытых заседаний, являются открытыми для общественности. Регламент конкретизирует это положение, указывая на то, что заседания в Жогорку Кенеше также являются открытыми. Есть и оговорка о том, что порядок присутствия граждан определяется Положением, утверждаемым Жогорку Кенешем.

В Законе указывается, что государственные органы ежемесячно публикуют в средствах массовой информации или на своем официальном сайте план проведения заседаний с указанием повестки заседания, а также даты, времени и места его проведения. При этом они должны в местах своего расположения оборудовать информационный стенд, на котором не позднее чем за неделю до дня заседания размещается информация о повестке, времени, а также открытом или закрытом режиме проведения заседания.

В Положении уточняется, что заявка на посещение открытых заседаний Жогорку Кенеша и его органов подается в письменном виде для посещения открытых заседаний:

— Жогорку Кенеша — за 10 дней;

— комитета или временной депутатской комиссии — за 5 дней;

— фракции или коалиции — за 5 дней.

В заявке должны быть указаны дата, время и вопрос повестки открытого заседания Жогорку Кенеша и его органа, на котором посетитель желает присутствовать;

Однако на практике сложилась такая ситуация, что на официальном сайте парламента подобная информация в среднем публикуется за три дня, хотя, бывает, и вовсе не публикуется.

Отсутствие требования о сроке рассмотрения заявок на участие в заседаниях парламента и его органов

Необходимость такого требования обуславливается тем, что на практике гражданам приходится ждать ответ от госоргана длительное время, и в связи с этим иногда гражданам не всегда удается попасть на заседания Жогорку Кенеша или его органов.

Зависимость принятия решений от нескольких должностных лиц.

Заявка на участие в открытых заседаниях Жогорку Кенеша и его органов подаются на имя руководителя соответствующего органа (комитет или фракция) и на имя руководителя Аппарата ЖК или его заместителя (на пленарные заседания). Решения принимаются ими же.

Учитывая загруженность указанных лиц, а также отсутствия оснований для отказа в заявке (кроме несоответствия формы заявки Положению), можно было бы предусмотреть более эффективный способ организации порядка присутствия граждан на заседаниях парламента.

Недостаточное количество мест для посетителей

В Законе установлено, что количество мест для посетителей рассчитывается исходя из количества записавшихся, но общее число мест должно быть не менее десяти на заседаниях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. В Положении же указано, что количество мест для посетителей должно быть не более 10 — на заседаниях органов Жогорку Кенеша и не более 20 — на заседаниях Жогорку Кенеша. Очевидно, что норма Положения частично не соответствует Закону.

Дресс-код

Доступ к зданию Жогорку Кенеша также регулируется и Положением «О пропускном режиме административного здания». Выдержки из этого положения размещены на контрольно-пропускных пунктах в здании парламента, в них говорится, что вход в здание ЖК в спортивной, вызывающей и экстравагантной одежде запрещается.

Депутат Дастан Бекешев как-то поднял этот вопрос на пленарном заседании, отмечая, что у простых граждан может и не быть одежды соответствующей деловому стилю и просил исключить такое требование.

Автор изображения: Sputnik.kg

Добавить комментарий

вход